Выставка Владимира Титова в Русском музее
ARTinvestment.RU   28 октября 2009

Сегодня в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка Владимира Титова. В экспозиции представлено 45 произведений живописи и графики разных лет из музеев и частных собраний России, Франции и США

Сегодня, 28 октября, в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка Владимира Титова. В экспозиции представлено 45 произведений живописи и графики разных лет из музеев и частных собраний России, Франции и США.

Рассматривая творчество Титова в контексте отечественного искусства последних десятилетий, можно вспомнить немало предшественников и «братьев» героев его произведений. В 1960-е годы появился целый ряд художников, обратившихся к феноменологии человеческих и общественных мутаций. Гнилозубы О. Целкова, дауны В. Пятницкого, неандертальцы Е. Чубарова, уродцы В. Янкилевского, буйные гуляки В. Калинина — художники занимались лепкой собственного, авторского населения своих полотен. На закате советской власти, в период перестройки появилась новая волна «живописи мутации», захватившая даже крупнейшего мастера официального искусства Г. Коржева. Антропологическое видение — постоянное слагаемое нашей культуры, периодически болезненно обостряющееся: в 1960-е советское воспринималось как «антропологическая катастрофа», в 1980-е крушение советского воспринималось многими в том же эсхатологическом контексте.

Титов был младшим собратом первого поколения «живописцев мутации», идеологически разделявшим их ощущение катастрофичности советской телесности. Он входил в круг В. Пятницкого, посещал занятия литературно-философского кружка Ю. Мамлеева, проникся духом знаковой книги поколения — поэмы «Москва — Петушки» В. Ерофеева, которую позже иллюстрировал. Однако в ранних полотнах Титова нет того уродующего и обезличивающего советского, против которого восставали «живописцы мутации» первой волны. В его случае под «советским» понимается конкретное время: перестройка, период полного распада устоев, эпоха умирания. Он изображал обшарпанные многоэтажки, замороженные стройплощадки, вросшие в сугробы машины, горожан, похожих на тени, — картины апогея депрессии, «свинцовые мерзости» повседневности («Зимний пейзаж», 1987; «Новогодняя открытка № 1», 1989).

Но Титов достаточно быстро отказался от живописания советско-убогого, от натуроподобия и перешел к неким универсалиям. В своем творчестве он создал совершенно особую, титовскую, популяцию жителей дна. Это не мутанты, это люди, пусть с расположенностью к мутации, это народец, пусть ущербной телесности. Это русские бомжи, французские клошары, американские бамы. Их среда обитания транснациональна: трущобы — везде трущобы, дно — везде дно, и только надписи — на русском, английском или французском — дают какую-то привязку к местности.

Титовский народец удивительно жизнеспособен. Герои картин азартно предаются своим нехитрым занятиям: выпивают, беседуют, крутят любовь («Поцелуй», 2006), даже танцуют («Болеро», 1995). Жизнь не балует их, порой доводя до грани: они могут замерзать и голодать, но никогда не теряют себя. У них свое пространство (отсюда — частые надписи со словом private, даже на помойках). Впрочем, герои Титова и сами склонны к экспансии и легко обживают чужие территории (серия «Деньги», 2000–2001, в которой бомжи копошатся на поверхности постсоветских дензнаков).

Отражены в творчестве художника и его частые поездки в российскую деревню. Герои Титова в этой ситуации отказываются от универсальности, и в них ощущается, по выражению Ю. Мамлеева, «утробно-русское». Их трудно представить работающими (это явно не «труженики полей»), но они очень естественно смотрятся на этих полях: нелепая телесность героев Титова укоренена в неприбранной, запущенной земле («Дорога», 2007; «Завтрак на траве», 2005).

И сейчас, в период кризиса, заставившего задуматься о многих вопросах бытийного, экзистенциального плана, выставка Владимира Титова представляется особенно своевременной.

Источник: mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091028_titov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091028_titov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх