Art Investment

Художники и цены

«Цвет эмоции» Афро Базальделла — в Эрмитаже

В Зимнем дворце (залы 339–342) Государственного Эрмитажа открыта выставка «Афро Базальделла. Цвет эмоции», впервые представляющая в России творчество художника, полотна которого позволяют проследить эволюцию изобразительных средств и колорита в послевоенной итальянской живописи.

Экспозиция, в которую вошли 56 полотен, созданных в период с 1935 по 1975 год, отражает вехи творческого пути мастера, раскрывая свойственное работам Афро «праздничное восхваление света и жизни» (как писал в 1960 году в своей монографии о живописи Джеймс Дж. Свини, в ту пору директор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке).

Крупнейший итальянский абстракционист Афро Базальделла (1912–1976), известный как Афро (художник подписывал свои работы лишь именем), родился в небольшом городке Удине недалеко от Венеции. Его отец и дядя были декораторами, два старших брата впоследствии стали скульпторами. Пройдя обучение во Флоренции, Венеции и Риме, в 1931 году Базальделла получил в Венеции диплом по классу живописи. Его первая монографическая выставка прошла в Милане, когда автору было всего 20 лет. С 1935 года Афро регулярно выставлялся на Квадреннале в Риме и Биеннале в Венеции.

Ранние произведения итальянского мастера, созданные им в 1930-е и первую половину 1940-х годов, следуют традиции фигуративной картины. В работах Афро этого времени очевидно его внимание к самым разным направлениями, от официального Новеченто с его монументальностью и традиционализмом, до «метафизической живописи» Джорджо де Кирико. Интерес к его творчеству, а также к сюрреализму ощутим в картине Афро «Осень». Живописные мотивы и приемы художников так называемой «Римской школы» Базальделла разработал в «Римском Форуме». Перед войной он увлечен творчеством Джорджо Моранди, чей метод всматриваться и вслушиваться в повседневность был созвучен поискам Афро («Натюрморт», 1941).

В 1937 году в Париже Базальделла познакомился с кубизмом, что стало для него первым шагом к беспредметности. Влияние Пабло Пикассо и особенно Жоржа Брака сказалось в ряде картин середины 1940-х годов — в частности, в «Натюрморте с кофемолкой». Пережив творческий кризис в 1946–1947 годах, после почти двухлетнего «молчания» Афро попробовал синтезировать приемы кубизма с абстрактной живописью действия.

В 1950 году художник переехал в Америку и начал выставляться в галерее Кэтрин Вивиано. В американский период творчества, особенно после знакомства с живописью Аршила Горки, Афро, хоть и не сразу, отошел от фигуративности. В основе изобразительной структуры его работ начала 1950-х годов остается реальность. Так, в «Негре из Луизианы» он еще отталкивается от конкретного пластического мотива, хотя и сильно его перерабатывает. В картинах середины 1950-х годов очертания становятся менее определенными, пятна — более расплывчатыми. Например, в «Мальчике с быком» и в этюдах к «Мальчику с индюком» строгая геометрия и четкие контуры сменяются каллиграфичной линией и неясным, свободно растекшимся пятном. Постепенно образ, лишенный явной формы, доходит до почти полной дематериализации («Подводная охота»). В конце концов зрительный образ теряет всякую определенность и наглядность. Усиливается интенсивность цвета, из хаоса ярких пятен, вибрации мазков и сплетения линий рождается новое, эмоционально насыщенное пространство.

На Венецианской Биеннале 1952 года Афро выставлялся с «Группой Восьми» при поддержке критика Лионелло Вентури. Таким образом, восстановилась его связь с земляками Пиццинато, Биролли, Сантомазо, Туркато, Ведова, вместе с которыми он представлял линию абстрактной и «конкретной» живописи.

На Венецианской Биеннале 1956 года Афро получил премию «Лучший живописец Италии». В последующие два десятилетия он активно выставлялся, преподавал в Америке и Италии. В 1958 году наряду с Пабло Пикассо, Хансом Арпом, Александром Колдером, Жоаном Миро он был приглашен для создания росписей в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Два эскиза к монументальному «Саду надежды», исполненному тогда Афро, показывают, насколько важен для него не только цвет, но и рисунок, несмотря на его кажущуюся произвольность.

В 1970-е годы в произведениях Афро вновь появился намек на изобразительность. В работах, перекликающихся с живописью Пикассо и Миро, яркие пятна вновь обрели четкий контур, образуя некие органические формы. В те же годы художник, уже тяжело больной, почти отошел от живописи, обратившись к печатной графике и шпалерам. В 1973 году Афро переехал в Цюрих, где умер спустя три года. В 1978 году Галерея современного искусства в Риме устроила большую монографическую выставку его работ, признав его одним из крупнейших итальянских мастеров послевоенного времени.

Экспозиция открыта до 20 сентября 2009 года.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090530_hermitage_bazaldella.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090530_hermitage_bazaldella.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

НАЛБАНДЯН Дмитрий Аркадьевич (1906–1993) На даче. После дождя. 1937 (34 × 48,6 см)

Текущая ставка60000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

КОНДРАТЕНКО Гавриил Павлович (1854‒1924) Южный вид. Конец XIX века (10,8 × 17,5 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

ШУЛЬТЦЕ Иван Фёдорович (1874–1939) Река в горах. 1920–30-е (65 × 54 см)

Текущая ставка1000000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».