Выставка Александра Богомазова в Строгановском дворце в Петербурге
22 мая в Строгановском дворце открылась выставка Александра Богомазова (1880—1930). На выставке представлено около 30 произведений живописи и около 40 — графики из Русского музея и частных собраний Москвы, Киева, Лондона, Нью-Йорка
22 мая в Строгановском дворце открылась выставка Александра Богомазова. На выставке представлено около 30 произведений живописи и около 40 — графики из Русского музея и частных собраний Москвы, Киева, Лондона, Нью-Йорка.
Имя Александра Богомазова, которого в свое время называли «украинским Пикассо», «Шарденом футуризма», долго оставалось в тени первых фигур русского авангарда. После длительного забвения первая выставка Богомазова состоялась в 1966 году в Киеве в республиканском доме литераторов. Последние десятилетия о творчестве Богомазова писали украинские исследователи — Эдуард Дымшиц, Дмитрий Горбачев, Елена Кошуба. С 1980-х годов отдельные картины художника экспонируются на многочисленных выставках, посвященных русскому искусству 1910—20-х годов, а в 1991 году в Тулузе (Франция) состоялась его персональная выставка.
Нынешняя экспозиция в Русском музее впервые знакомит зрителя с творчеством мастера. Подобно многим выдающимся современникам по авангардному искусству, Александр Богомазов обладал различными талантами, его натура стремилась охватить все сферы творчества, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт… Художник прошел через все типичные для своего времени течения: реализм, импрессионизм, немного дольше задержался на символизме. В 1913—1914 годах мировосприятие художника изменилось, резко взорвав стилистику его произведений. Проявившаяся обостренная восприимчивость мастера заставила увидеть подвижность форм даже в статичных предметах. Теперь задачу художника Богомазов видит в адекватном воспроизведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напряжения, в передаче ритма, темпа, динамики. В 1914 году Богомазов закончил работу над главным своим теоретическим трудом «Живопись и Элементы».
Александр Богомазов родился 14 марта 1880 года в селе Ямполь Харьковской губернии. В 1902 году поступил в Киевское художественное училище, где познакомился с А. Экстер, А. Архипенко и А. Лентуловым. В 1908 году А. Богомазов, совместно с Д. Бурлюком, Н. Кульбиным, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, А. Лентуловым и В. Барановым-Россине, участвовал в знаменательной выставке «Звено». В 1914 году художник организовал выставку «Кольцо», задачей которой была защита Нового Искусства. На этой выставке он показал 88 своих произведений живописи и графики.
С 1919 года А. Богомазов активно занимается агитационно-массовым искусством, общественной деятельностью и преподаванием: на съезде художников-педагогов он был избран заведующим отделом художественного просвещения во Всеукраинском комитете ИЗО, принимал участие в оформлении города к революционным праздникам, таким как «День Красной Армии», «1-е мая», «День ребенка». Кроме того, он стал секретарем профсоюза художников Киева. В 1920 году совместно с А. Экстер, В. Меллером, И. Рабиновичем, А. Тышлером Богомазов назначен художником 12-й армии по оформлению агитпоезда № 1 и агитпарохода «Пушкин».
В 1926 году художник становится членом АРХУ (Ассоциации революционных художников Украины). Станковая живопись отошла на второй план, а когда в конце 1920-х годов появились его новые замечательные картины, то пластический язык художника был уже совсем иным. Теоретические исследования цвета привели художника к воплощению так называемого метода растяжки цвета, полихромности и условности цветовых отношений.
В 1922 году Богомазов стал профессором станковой живописи Киевского художественного института, где в то же время работали В. Пальмов, В. Татлин, В. Голубятников, М. Бойчук, Л. Крамаренко. В 1928-1930 годах в этом же институте преподавал К. Малевич.
Александр Богомазов прожил недолгую жизнь, но успел многое сделать. Он был незаурядной и самобытной личностью, глубоко и серьезно относился к своему предназначению, пытался докопаться до самых глубин познания жизни и искусства. Выставка в Русском музее дает возможность ознакомиться с основным наследием художника и вписать еще одно забытое имя в историю искусства ХХ века.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080528_bogomazov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080528_bogomazov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.