Русское искусство на Sotheby’s 7 июня. Итоги
«Опушка соснового леса» Ивана Шишкина ушла за $2 млн. Раскупили почти все из шестидесятников и русских современных художников. А икона Фаберже превысила оценку в 10 раз
7 июня аукционный дом Sotheby’s провел в Лондоне сразу три аукциона, полностью или частично посвященных русскому искусству. Сначала торги «Русская живопись», вобравшие в себя произведения русских художников XIX — первой половины XX века, принесли £5 197 500. Здесь с молотка ушло 69 лотов из 115 (ровно 60 %). Затем в рамках аукциона «Современный Восток» были предложены 125 работ художников из Центральной и Восточной Европы, а также Кавказа (включая советское и современное российское искусство), датируемых от 1945 года до наших дней. Здесь купили 49 % лотов (61 из 125) на общую сумму £1 294 563. При этом работы нонконформистов и современных российских художников разобрали почти все. И наконец, торги «Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы» принесли £1 778 025 при 53 % проданных лотов (88 из 165).
Главным событием торгов «Русская живопись» стала продажа работы «Опушка соснового леса» Ивана Шишкина за £1 385 000 ($2 009 774). Оценка лота составляла £500–700 тыс., а наш прогноз был на 1,3 миллиона — но только долларов, а не фунтов. Мы оказались правы в том, что надежный провенанс (работа из коллекции племянника Шишкина), выставочная история и выигрышная композиция «Опушки» сработали в плюс. Качественные работы готовы дорого покупать и в непростые времена. Все-таки получили летние русские торги этого года свой пока единственный лот-миллионник.
Вторым топ-лотом стала работа Нико Пиросмани «Косуля, пьющая из ручья»; цена с учетом комиссии составила £629 000 ($912 742) при оценке £150–200 тыс. Работа происходит из собрания известной грузинской советской актрисы Тамары Цицишвили. Картина «Косуля» принадлежала её семье в течение примерно 50 лет. В 2011 году её также продавали на Sotheby’s.
Историческое полотно Константина Маковского «Иван Сусанин», которому мы предрекали уход в пределах эстимейта, было продано чуть ниже оценки £500–700 тыс. за £413 000 ($599 304).
Константин МАКОВСКИЙ Иван Сусанин. 1914
Холст, масло. 301 × 464
Оценка аукциона: $700 000–1 000 000
Прогноз AI: $800 000
Цена: $600 000
Источник: sothebys.com
Иван АЙВАЗОВСКИЙ Вид на Кавказский хребет и гору Казбек. 1868
Холст, масло. 41 × 62,5
Оценка аукциона: $115 000–170 000
Прогноз AI: $190 000
Цена лота: $285 867
Источник: sothebys.com
А вот с Айвазовским вышло так, что классическая «марина» днем ранее на Christie’s был продана почти за ту же сумму (£194 500; $279 108), что и горный пейзаж «Вид на Кавказский хребет и гору Казбек» на Sotheby’s (£197 000; $285 867). Второй «нетипичный» Айвазовский оказался в итоге даже чуточку дороже. Прогноз AI для вида Казбека был скромнее — $190 000.
Отрадно было увидеть, что прекрасная работа Сергея Судейкина «Чаепитие» нашла нового владельца за £106 250 ($154 179). Таким образом, картина в четыре раза превзошла ожидания организаторов (эстимейт был £20–30 тыс.) и втрое —наш прогноз $50 000. А вот картина «Туристы» Георгия Нисского, несмотря на позитивный сюжет и разумную цену, осталась без покупателя.
Искусство шестидесятников и современных российских художников правило бал на следующих торгах Sotheby’s — «Современный Восток». Достаточно сказать, что из 20 самых дорогих лотов этого аукциона 16 лотов — произведения наших художников. Топ-лотом стал гигантский (200 × 300) «Автопортрет» Георгия Гурьянова. Работу взяли за £143 000 ($207 507) при эстимейте £80–120 тыс.
Немногим меньше заплатили за «Двойной автопортрет из серии “Соц-арт”» Комара и Меламида — £125 000 ($181 388) при эстимейте £100–150 тыс. При этом наш прогноз был куда более щедрым: за хрестоматийную для соц-арта вещь мы предполагали борьбу до $300 тыс.
КОМАР и МЕЛАМИД Двойной автопортрет из серии «Соц-арт». 1972
Диаметр 72 см.
Оценка аукциона: $141 000–212 000
Прогноз AI: $300 000
Цена: $181 388
Источник: sothebys.com
Дмитрий КРАСНОПЕВЦЕВ Натюрморт с костями и чашей
Картон, масло. 47,5 × 47,5
Оценка аукциона: $14 511–21 767
Цена: $ 30 836
Источник: sothebys.com
Были куплены в пределах эстимейтов все четыре предлагавшиеся работы Владимира Вейсберга. Самыми дорогими стали «Стоящая обнаженная» и «Женский портрет» (обе ушли за £62 500 — $90 694). А «Натюрморт с кубами» 1975 года, на который мы делали прогноз по нижней планке эстимейта, ровно так и был продан — за £43 750 ($63 486).
Все шесть работ Дмитрия Краснопевцева, выставленные с очень заманчивой оценкой, были распроданы (многие с превышением эстимейта). Все они происходят из коллекции бывшего атташе по культуре посольства Франции в Москве Степана Татищева. Лучший результат показал «Натюрморт с костями и чашей»: нижняя оценка £10 тыс. была удвоена (результат £21 250 — $ 30 836). Правы мы оказались и в прогнозе на «Натюрморт с кувшином и сливой»: работа чуть превысила оценку и ушла за £17 500 ($25 394).
Вдвое превысил эстимейт «Обруч» Вадима Сидура (оценка £6–8 тыс.; цена £16 250). «Отражение церкви» Рабина уложилось в эстимейт (оценка £6–8 тыс.; цена £7 500). А «Крест» Эрнста Неизвестного ушел за £5 тыс.
Икона Богоматерь Пелагонитисса
Фаберже. Москва, 1908–1917
Серебро, эмали, жемчуг, драгоценные камни
Оценка аукциона: $ 29 022–43 533
Цена: $ 355 520
Источник: sothebys.com
Чаша с тремя ручками
Фирма Овчинникова. Мастер Федор Рюккерт. Москва, 1899–1908
Серебро, позолота, эмаль «клуазоне»
Оценка аукциона: $87 066–116 088
Цена лота: $ 233 627
Источник: sothebys.com
На последнем «русском» аукционе Sotheby’s «Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы» топ-лотами стали икона Богоматерь Пелагонитисса (Фаберже. Москва, 1908–1917), превысившая оценку примерно в 10 раз, и чаша фирмы Овчинникова (Мастер Федор Рюккерт. Москва, 1899–1908), удвоившая эстимейт.
Источники: sothebys.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20160608_soth.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20160608_soth.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.





