«Потерянные сокровища» из частной коллекции продадут в сентябре
Собрание бывшего президента компании Eastman Kodak Альберта Чепмена (Dr. Albert K. Chapman) 15 сентября будет выставлено на аукцион галереей John W. Coker в городе Нью Маркет, штат Теннеси. В коллекции Чепмена —ранее не известные широкой публике произведения импрессионизма и постимпрессионизма, в том числе картины Альфреда Сислея (Alfred Sisley), Пьера Боннара (Pierre Bonnard), Чайлда Хэссема (Childe Hassam) и 30 других известных художников периода с 1870 по 1950.
Альберт Чепмен (1890–1984) и его супруга собирали коллекцию начиная с 1930-х, и она никогда не покидала семьи. Ранее ни одно из произведений, принадлежащих Чепмену и его потомкам, не появлялось на выставках или аукционах. Исключением является пастель кисти Мэри Кассат (Mary Cassatt), выставленная после её приобретения Чепменами всего единожды, в 1970.
В общей сложности коллекция насчитывает 65 произведений. Аукционер Джон Кокер (John Coker), которому предстоит пустить с молотка это собрание в сентябре, детально изучил все имеющиеся записи в архиве Альберта Чепмена, чтобы проследить провенанс его картин. К счастью, коллекционер сохранял документы, связанные с покупкой произведений, и происхождение их всех удалось установить. Это собрание Кокер уже окрестил «потерянными сокровищами, которые не оставят равнодушными всех любителей изящных искусств».
Мало кто знал о существовании коллекции раньше. Альберт Чепмен собрал большую ее часть с 1930-х по 1960-е. Приобретая однажды какие-либо произведения, он предпочитал не расставаться с ними и не хвастался ими даже перед близким окружением. Как утверждают внуки Чепмена, даже их родители и близкие друзья их дедушки и бабушки не знали, что все картины в доме являются подлинниками. В этой интеллигентной семье позерство и демонстрация достатка считались дурным тоном, поэтому о том, что на стенах висят оригинальные картины, в кругу родственников и друзей говорить было не принято.
Среди жемчужин коллекции — живописное полотно «Королевские пальмы, Куба» (1895) кисти американского импрессиониста Чайлда Хэссема. Картину Чепмен приобрел в 1948 в галерее M. Knoedler & Co за полторы тысячи долларов. Ее предыдущим владельцем считают юриста в области табачной промышленности Горацио Рубенса (Horatio S. Rubens).
В 1980 искусствовед Кэтлин Бёнсайд (Kathleen Burnside) обращалась к Альберту Чепмену и его жене с просьбой разрешить ей сфотографировать «Королевские пальмы» для каталога произведений Хэссема, т. к. до этого момента мало кто знал, что картина реально существует. К сожалению, в связи с ухудшением здоровья обоих супругов Чепменов, просьбу Бёнсайд так и не удовлетворили. Теперь это произведение можно будет увидеть в каталоге готовящегося аукциона.
Еще одно ценное приобретение Альберт Чепмен сделал в 1950 в галерее M. Knoedler & Co: за пять тысяч долларов он приобрел пастель представительницы американского импрессионизма Мэри Кассат (1844–1926) «Симона беседует с матерью». Среди предыдущих владельцев работы были дипломаты и высокопоставленные чиновники из Испании, Италии и других стран. Именно эту работу Альберт Чепмен предоставил для временной публичной выставки в 1970 в рамках ретроспективы произведений Мэри Кассат в Смитсоновском институте. Выставку организовала и сопроводила каталогом ведущий исследователь творчества этой художницы Аделин Доум Брискин (Adelyn Dohme Breeskin). Десять лет спустя некий коллекционер обратился к Альберту Чепмену с просьбой продать картину. Владелец ответил вежливым отказом. Это письмо сохранилось в архиве: «Благодарю Вас за обращение от 5 декабря, но продавать Мэри Кассат я не намерен. Для нас столь радостно жить рядом с этой картиной, что мы не готовы с ней разлучиться».
О том, что эту картину в семье действительно любили и обращались с ней очень бережно, можно судить по степени ее сохранности. Сначала она висела в спальне Альберта, а затем в комнате его дочери. Ее никогда не держали под открытыми солнечными лучами, что помогло сберечь свежесть красок.
В коллекции много работ французских художников. К примеру, пейзаж Сен-Тропе кисти Пьера Боннара (1867–1947), изображающий морскую бухту в обрамлении гор с мостом и прибрежной деревушкой на первом плане.
Другая работа принадлежит кисти Гюстава Луазо (Gustave Loiseau, 1865–1935). На картине через открытое окно в студии художника открывается вид на крыши домов. Городской пейзаж в пастельных тонах дополняет яркий цветок красной герани на первом плане.
Картину художницы Сюзанны Валадон (Suzanne Valadon, 1865–1938), матери Мориса Утрилло (Maurice Utrillo), Альберт Чепмен приобрел за 5 750 долларов в нью-йоркской галерее Sam Salz в 1953. Раньше пейзажем владел трижды премьер-министр Франции Эдуар Эррио (Edouard Herriot). Дважды, в 1924 и 1931, полотно демонстрировали на выставках. Арт-дилер Сэм Сальц (Sam Salz) писал Чепмену, что всегда хотел выкупить эту картину для себя.
Вид Понт-Авена кисти Эмиля Бернара (Emile Bernard, 1868–1941) относится к более поздним приобретениям Чепмена. Картина была куплена в нью-йоркской галерее M.R. Schweitzer в 1961. На пейзаже среди холмов раскинулась уютная деревенька, взмывает в небо церковный шпиль. Подлинность этого произведения подтверждает письмо сына художника на французском языке, в котором он заверяет, что картина действительно была написана его отцом в Бретани в 1889.
Среди особо ценных произведений — рисунок графитом на бумаге Камиля Писсарро (Camille Pissaro) «Девушка, читающая в постели» и эскиз пастелью Альфреда Сислея (Alfred Sisley) к картине «Бистро в Кардифе».
В коллекции Чепмена есть произведения и менее известных, региональных американских художников, такие как «Вход в Магнолия-Гарденс весной, Чарльстон» Энтони Тиме (Anthony Thieme), «Позднее солнце» Альдро Хиббарда (Aldro Hibbard) и «Кража хлопка в Саванне» Гарри Лесли Хоффмана (Harry Leslie Hoffman).
Аукцион состоится 15 сентября 2010 в галерее Джона Кокера в Нью Маркет, Теннеси.
В ближайшие дни организаторы аукциона планируют опубликовать каталог торгов на сайтах
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100810_john_cocker_impressionists.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100810_john_cocker_impressionists.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.