«Скандал» с выставкой Banksy в Москве. Почему все всполошились?
ARTinvestment.RU 16 августа 2018
За три недели до завершения в ЦДХ выставки самого таинственного графитти-райтера (она заканчивается 2 сентября 2018 года) в СМИ разразилась буря. Звучат две претензии: показывают «неоригиналы», а сам Бэнкси вообще был не в курсе московской экспозиции
Почему шум подняли только через два месяца? Виновник — сам Бэнкси, который вчера опубликовал в Instagram переписку, из которой следовало, что он впервые слышит о выставке в ЦДХ. Из нее также понятно, что сам художник против того, чтобы за показ его работ брали деньги. Но вместе с тем предпринимать против выставки художник ничего не намерен: «Не уверен, что я правильный человек, чтобы жаловаться на то, что люди показывают картинки без разрешения».
Наутро посыпались громкие заголовки: «Бэнкси обвинил ЦДХ в организации выставки без его согласия», «Бэнкси заявил, что не знал о своей выставке в Москве» и самый информативный: «“Что это такое, черт возьми?”: Бэнкси обвинил устроителей его выставки в ЦДХ в зарабатывании денег на его работах. Он разрешения не давал».
На первый взгляд, казалось бы, имеются все признаки скандала.
Попутно устроителям припомнили, что кроме работ, существующих в единственном экземпляре, на выставке показано много тиражной графики. В СМИ ее почему-то называют «неоригинальной». Чтоб побольнее.
Масла в огонь подлили сообщения о феноменальной коммерческой успешности выставки. По словам продюсера проекта Александра Начкебии, выставку уже успело посетить 252 000 человек, а прогноз к закрытию был 300 000. Теперь, после такой шумихи, будет еще больше. При цене на билеты 550 (будни) — 650 (выходные) — 1400 (экскурсия) рублей люди быстро посчитали, что даже по нижней планке доход устроителей может превысить 165 000 000 рублей. А ведь будет еще продолжение в Питере, а может, и еще где. Для коммерческой выставки результат просто на зависть.
В том числе и поэтому у многих зреет праведный гнев: берут такие деньжищи, а показывают не пойми что, неоригиналы, да еще и за спиной у самого художника.
Что, на мой взгляд, упускают комментаторы?
1. Согласовывать с Бэнкси что-то юридически — это, вероятно, не проще, чем подписывать договор с Кентервилльским привидением. Banksy — это международный человек-загадка, мистификатор, аноним. На самом деле до сих пор доподлинно даже не известно, один это человек или целый коллектив художников.
2. То, что выставкам Бэнкси требуется обязательное согласование или одобрение автора, не верно. В частности, прямо сейчас в Лондоне, в галерее Lazinc Sackville проходит выставка Banksy «Greatest Hits: 2002–2008». Ее устроил бывший дилер художника Стив Лазаридес, который, как считается, стоял у истоков его карьеры. И тоже в открытую, без всякого согласия художника. The ArtNewspaper приводит слова самого дилера о согласовании с Бэнкси: «Я не спрашивал его, мы не общались последние десять лет. Наверное, ему бы это очень не понравилось, потому что он контрол-фрик. Но я думаю, что в глубине души он предпочел бы, чтоб его работы видели, а не чтобы они навсегда остались в хранилищах».
3. Устроитель выставки в ЦДХ Александр Начкебия никогда не скрывал, что выставку не согласовывали с Бэнкси. Говорил об этом прямым текстом: «Мы не связывались с Бэнкси, так как все работы брали у частных коллекционеров. Да, как правило, он резко высказывается о таких выставках, но о нашей пока ничего не сказал. Мы вложили в выставку очень много труда, постарались представить его творчество в максимально интересной и информативной манере… поэтому хочется верить, что наша выставка ему понравится». Ну, теперь Бэнкси свое мнение высказал. Но сути дела это не меняет. Это выставка работ из частных собраний, ее согласовывали с владельцами и получали права на показ.
4. То, что Бэнкси вообще принципиально против любой демонстрации своих произведений на платной основе, — это тоже не совсем так. В «Инстаграме» он пишет, что не берет с людей деньги за просмотр своих работ. А как же тогда быть с его «Страной уныния» — Dismaland? В жуткий парк развлечений, придуманный Бэнкси, три года назад стояли толпы народа. Лимит был установлен на уровне 4 000 посетителей в день, а билет стоил 3 фунта (примерно 250 рублей по курсу). Да, низкая цена выдает, что это не было ради бизнеса, скорее устроители хотели только покрыть расходы. Но все же не бесплатно.
5. Пренебрежение к печатной графике, упреки в «неоригинальности» — это представления 20-летней давности. Для актуальных художников «тиражка» (эстампы, сериографии, жикле и пр.) — важный формат общения с публикой. Если кого-то смущает низкая цена, то могу сказать, что эстампы Бэнкси могут стоить и $100, и $100 000. Например, его известная шелкография «Кейт Мосс» ушла с торгов в 2008 году в Лондоне за $158 000 плюс комиссия. А таких листов, пардоньте, существует, не один и не два, а пятьдесят. Из недавних рекордов — «Девочка с надувным шариком» (2004). В прошлом году эту шелкографию продали за $110 000 плюс комиссия. А тираж-то у нее и вовсе 150 экземпляров. Так что стоить его печатная графика способна как хорошая картина Айвазовского.
Воистину, не будь этого «скандала», его бы стоило придумать. Он работает просто на загляденье. Скажу только про себя. За вчерашний день ни с того ни с сего узнал:
- что выставка The Art of Banksy в ЦДХ до сих пор идет, продлится до 2 сентября 2018 года и открыты они допоздна — до 21:00;
- что организатор Александр Начкебия ранее продюсировал несостоявшуюся в Москве выставку по турецкому сериалу «Великолепный век». Заодно почитал его фейсбук, многому удивился и подписался;
- что до сих пор не был подписан на инстаграм Бэнкси. Устыдившись, исправился.
И когда б я все успел, если бы про «Бэнкси обвинил ЦДХ» не неслось бы из каждого утюга?
Источники: t.me/sncmag; instagram.com; artinvestment.ru; theartnewspaper.ru; incrussia.ru
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180816_banksy_moscow_scandal.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180816_banksy_moscow_scandal.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн