«Скандал» с выставкой Banksy в Москве. Почему все всполошились?
ARTinvestment.RU   16 августа 2018

За три недели до завершения в ЦДХ выставки самого таинственного графитти-райтера (она заканчивается 2 сентября 2018 года) в СМИ разразилась буря. Звучат две претензии: показывают «неоригиналы», а сам Бэнкси вообще был не в курсе московской экспозиции

Почему шум подняли только через два месяца? Виновник — сам Бэнкси, который вчера опубликовал в Instagram переписку, из которой следовало, что он впервые слышит о выставке в ЦДХ. Из нее также понятно, что сам художник против того, чтобы за показ его работ брали деньги. Но вместе с тем предпринимать против выставки художник ничего не намерен: «Не уверен, что я правильный человек, чтобы жаловаться на то, что люди показывают картинки без разрешения».

Наутро посыпались громкие заголовки: «Бэнкси обвинил ЦДХ в организации выставки без его согласия», «Бэнкси заявил, что не знал о своей выставке в Москве» и самый информативный: «“Что это такое, черт возьми?”: Бэнкси обвинил устроителей его выставки в ЦДХ в зарабатывании денег на его работах. Он разрешения не давал».

На первый взгляд, казалось бы, имеются все признаки скандала.

Попутно устроителям припомнили, что кроме работ, существующих в единственном экземпляре, на выставке показано много тиражной графики. В СМИ ее почему-то называют «неоригинальной». Чтоб побольнее.

Масла в огонь подлили сообщения о феноменальной коммерческой успешности выставки. По словам продюсера проекта Александра Начкебии, выставку уже успело посетить 252 000 человек, а прогноз к закрытию был 300 000. Теперь, после такой шумихи, будет еще больше. При цене на билеты 550 (будни) — 650 (выходные) — 1400 (экскурсия) рублей люди быстро посчитали, что даже по нижней планке доход устроителей может превысить 165 000 000 рублей. А ведь будет еще продолжение в Питере, а может, и еще где. Для коммерческой выставки результат просто на зависть.

В том числе и поэтому у многих зреет праведный гнев: берут такие деньжищи, а показывают не пойми что, неоригиналы, да еще и за спиной у самого художника.

Что, на мой взгляд, упускают комментаторы?

1. Согласовывать с Бэнкси что-то юридически — это, вероятно, не проще, чем подписывать договор с Кентервилльским привидением. Banksy — это международный человек-загадка, мистификатор, аноним. На самом деле до сих пор доподлинно даже не известно, один это человек или целый коллектив художников.

2. То, что выставкам Бэнкси требуется обязательное согласование или одобрение автора, не верно. В частности, прямо сейчас в Лондоне, в галерее Lazinc Sackville проходит выставка Banksy «Greatest Hits: 2002–2008». Ее устроил бывший дилер художника Стив Лазаридес, который, как считается, стоял у истоков его карьеры. И тоже в открытую, без всякого согласия художника. The ArtNewspaper приводит слова самого дилера о согласовании с Бэнкси: «Я не спрашивал его, мы не общались последние десять лет. Наверное, ему бы это очень не понравилось, потому что он контрол-фрик. Но я думаю, что в глубине души он предпочел бы, чтоб его работы видели, а не чтобы они навсегда остались в хранилищах».

3. Устроитель выставки в ЦДХ Александр Начкебия никогда не скрывал, что выставку не согласовывали с Бэнкси. Говорил об этом прямым текстом: «Мы не связывались с Бэнкси, так как все работы брали у частных коллекционеров. Да, как правило, он резко высказывается о таких выставках, но о нашей пока ничего не сказал. Мы вложили в выставку очень много труда, постарались представить его творчество в максимально интересной и информативной манере… поэтому хочется верить, что наша выставка ему понравится». Ну, теперь Бэнкси свое мнение высказал. Но сути дела это не меняет. Это выставка работ из частных собраний, ее согласовывали с владельцами и получали права на показ.

4. То, что Бэнкси вообще принципиально против любой демонстрации своих произведений на платной основе, — это тоже не совсем так. В «Инстаграме» он пишет, что не берет с людей деньги за просмотр своих работ. А как же тогда быть с его «Страной уныния» — Dismaland? В жуткий парк развлечений, придуманный Бэнкси, три года назад стояли толпы народа. Лимит был установлен на уровне 4 000 посетителей в день, а билет стоил 3 фунта (примерно 250 рублей по курсу). Да, низкая цена выдает, что это не было ради бизнеса, скорее устроители хотели только покрыть расходы. Но все же не бесплатно. 

5. Пренебрежение к печатной графике, упреки в «неоригинальности» — это представления 20-летней давности. Для актуальных художников «тиражка» (эстампы, сериографии, жикле и пр.) — важный формат общения с публикой. Если кого-то смущает низкая цена, то могу сказать, что эстампы Бэнкси могут стоить и $100, и $100 000. Например, его известная шелкография «Кейт Мосс» ушла с торгов в 2008 году в Лондоне за $158 000 плюс комиссия. А таких листов, пардоньте, существует, не один и не два, а пятьдесят. Из недавних рекордов — «Девочка с надувным шариком» (2004). В прошлом году эту шелкографию продали за $110 000 плюс комиссия. А тираж-то у нее и вовсе 150 экземпляров. Так что стоить его печатная графика способна как хорошая картина Айвазовского.

Воистину, не будь этого «скандала», его бы стоило придумать. Он работает просто на загляденье. Скажу только про себя. За вчерашний день ни с того ни с сего узнал:

  • что выставка The Art of Banksy в ЦДХ до сих пор идет, продлится до 2 сентября 2018 года и открыты они допоздна — до 21:00;

И когда б я все успел, если бы про «Бэнкси обвинил ЦДХ» не неслось бы из каждого утюга?

Источники: t.me/sncmag; instagram.com; artinvestment.ru; theartnewspaper.ru; incrussia.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180816_banksy_moscow_scandal.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180816_banksy_moscow_scandal.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 20

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх