Пушкинский музей хочет выкупить картину Тициана у российского коллекционера
Полотно «Венера и Адонис», ныне представленное на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ, совсем недавно было приписано Тициану. Пушкинский музей надеется собрать деньги на покупку картины через интернет и спонсоров
Работу «Венера и Адонис» в 2005 году приобрел на торгах в Сен-Жермен-ан-Ле (городке в 19 км от Парижа) некий российский коллекционер. На продажу она шла как работа неизвестного венецианского мастера, копия с картины Тициана из Прадо. Новый владелец решил сделать повторную экспертизу у научного сотрудника ГМИИ искусствоведа В. Э. Марковой. Она пришла к выводу, что купленное в Сен-Жермен-ан-Ле полотно не копия, а оригинал и, возможно, даже первоисточник работы в Прадо. С атрибуцией Марковой согласился эксперт по венецианской живописи Франческо Валькановер. Двухлетняя реставрация картины, проведенная в Венеции, выявила большое количество авторской правки, особенно на изображении лиц и рук. Также в составе красочного слоя был найден редкий, но использовавшийся в арсенале Тициана пигмент smaltino на основе лазурита. Еще один аргумент в пользу авторства Тициана — характерный для его зрелого периода метод наложения нового сырого слоя краски на еще не просохший предыдущий слой (bagnato su bagnato — буквально, «сырой по сырому»).
В 2014 году музей Прадо провёл исследование своей картины Тициана «Венера и Адонис». Рентгенограмма показала минимальное количество авторской правки. Более того, подготовительный рисунок под красочным слоем мадридской картины, как оказалось, был переведен методом калькирования с московской картины «Венера и Адонис». Проводившие исследование сотрудники Прадо, в том числе куратор итальянской живописи Мигуэль Фаломир, а также британский эксперт Пол Йоаннидес, пришли к выводу, что именно российский Тициан послужил образцом для мадридского и всех последующих многочисленных авторских повторений.
На волне этого сенсационного открытия Пушкинский музей объявил о своих планах по выкупу новообретенной картины Тициана в свою коллекцию. Директор Пушкинского музея Марина Лошак выразила надежду, что собрать необходимые на приобретение «десятки миллионов долларов или евро» удастся в том числе и через Интернет. «Такие вещи осуществляются, безусловно, обществом сообща, это не может быть только миссией людей, музея или узкого круга попечителей. У музея слишком много нужд, и наши друзья меценаты всячески помогают нам», — сказала М. Лошак.
Прецеденты выкупа картин известных мастеров в государственные музеи многочисленны, но не у нас. Особенно по этой части выделяются британские граждане. Как правило, речь о выкупе англичане заводят, когда какой-то общеизвестный шедевр, десятки лет висевший на правах аренды в музее, его владелец — некий лорд или герцог — вдруг решает продать за границу. Тогда британский минкульт накладывает временный запрет на вывоз этой картины с тем, чтобы дать британцам шанс её выкупить. Зачастую это удается сделать (как это было с работами Эдуара Мане, Питера Брейгеля Младшего и того же Тициана), но нередко желающих выкупить картину для народа не находится (как это было с рекордным Тёрнером, уплывшим в итоге в Гетти, или первым портретом свободного чернокожего кисти Уильяма Хоара). Похожие истории случаются не только в Британии, но и во Франции, например, где общественный сбор пожертвований помог выкупить для Лувра работу Лукаса Кранаха Старшего «Три грации». От европейских прецедентов наш случай с Тицианом отличает, пожалуй, только одно: слишком свежая и еще не осевшая в умах музейного сообщества атрибуция работы, подлежащей выкупу.
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источники: пресс-релиз ГМИИ им. А.С.Пушкина, tvkultura.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170808_GMII_wants_to_buy_Tiziano_painting.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170808_GMII_wants_to_buy_Tiziano_painting.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.