Доведение до самоцензуры. Устроителям выставок шлют сигнал
ARTinvestment.RU   18 апреля 2017

В России планируется разработать закон «О защите высокозначимых нравственных ценностей». Его концепцию уже обсуждают в Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты под председательством Иосифа Дискина

Полную видеозапись заседания комиссии Общественной палаты на Миусской площади, которое прошло еще в конце марта, можно посмотреть здесь. На ней слышно, что концепция в дальнейшем поступит на проработку в Думу, в комитет депутата КПРФ Сергея Анатольевича Гаврилова. Текста концепции в общем доступе нет, на сайте Думы проект не опубликован, но это у них часто бывает и не должно вводить никого в заблуждение. Видно, что обсуждение идет не первый день и дело серьезное.

Отбрасывая нюансы, одна из практических идей будущего закона состоит в том, чтобы воспрепятствовать столкновениям между религиозно-политическими активистами и руководителями музеев и других учреждений культуры на почве оскорбления высокозначимых нравственных чувств граждан. Чтоб каблуками линолеумные доски не давили, фотографии мочой не обливали и в галеристов не плевались. Для этого разработчики концепции планируют специфицировать в будущем законе некие «социальные пространства с особым статусом — специально предназначенные для осуществления деятельности, неразрывно связанной с напряженными нравственными и эмоциональными переживаниями». На входе устроители выставок обязаны будут разместить согласованные с властями четкие предупреждения для граждан, чьи чувства могут быть оскорблены. И тогда уже вопросов у агрессивно настроенных активистов быть не должно: раз прошли в зал, прочитав предупреждение, — значит, дальше сами винить могут только самих себя.

Казалось бы, что же тут плохого? Группа экспертов с участием представителей различных религиозных конфессий обстоятельно готовят закон, который однозначно запретит безобразничать, портить экспонаты и избивать устроителей выставок на территории «социальных пространств с особым статусом», разместивших надлежащее предупреждение. Все просто: вжух — и проблема решена!

Почему ж тогда столь сложно отделаться от ощущения, что что-то здесь не сходится?

Может быть, потому, что сетовать на несовершенство законов в конфликте с культурными институциями как-то совсем наивно. Закон у нас и раньше не разрешал бесчинств с порчей экспонатов в музеях и в частных галереях. Равно как он не разрешал заливать монтажной пеной двери оппозиционерам или витиевато угрожать расправой журналистам. Проблема не с законами, а с нездоровыми текущими неформальными общественно-политическими установками. Которые сегодня существуют как в политике, так и в культуре.

За примерами далеко ходить не надо. Вот какие претензии у закона могут быть к творчеству скульптора-шестидесятника Вадима Сидура? Но по факту все увидели, что, если разбить несколько экспонатов на его выставке в «Манеже», то исполнители и организаторы акции отделаются суть символическим наказанием. А люди все видят и мотают на ус. Видят, как еще в августе 2015 года Союз музеев резко выражает свое возмущение по поводу «атаки маргинальных сил» на выставку Сидура, а уже в декабре 2016 года другую выставку Сидура по-тихому запрещают. И ничего. Потому что везде так: слова одни, а на деле все наоборот. Есть теория, а есть практика. Никто же теоретически не запрещает одному из главных музеев России привозить выставку одного из самых выдающихся художников современности. А на практике Михаил Пиотровский за «чучела» Яна Фабра получает настолько мощные «сигналы», что Эрмитаж практически вынужден оправдываться, отбиваться и вводить специальные экскурсии «Страхи и фобии» дабы оспорить мракобесные трактовки.

В целом довольно понятно, чем подобные «сигналы» и «намеки» в адрес музеев чреваты. Директора музеев — люди не робкого десятка, влиятельные, но не камикадзе. Степень их бескомпромиссности не стоит переоценивать, и послания считывать они умеют неплохо. Теперь уж они десять раз подумают, стоит ли тащить в Москву на свою голову смелые выставки передовых заморских художников. И двадцать раз подумают, можно ли поднимать темы, где хоть вскользь может затрагиваться религия. Ради кого и чего им рисковать с «фабрами» и «сидурами», если можно спокойно и почетно «отвисеться» с Серовым и Айвазовским? Тут даже формальный цензурный окрик, скорее всего, не понадобится. Все сами поймут, куда ветер дует и где красные линии проведены.

И это не единственная опасность. Концепцию закона «О защите высокозначимых нравственных ценностей» разрабатывает ведь не один лишь культуролог Иосиф Дискин, а большая рабочая группа, куда входит известный суровостью взглядов протоиерей Всеволод Чаплин и другие представители разных конфессий. Духовенство точно не даст разыграться «демократам» от культуры и наверняка потребует что-то взамен за безопасность их выставок. Уже звучат идеи, что даже огороженное по закону «социальное пространство с особым статусом» с размещенным предупреждением на входе не должно давать возможность устраивать там «аморальщину». А кто это будет решать? Все плавно идет к тому, что даже огражденные от детей и особо впечатлительных взрослых выставки с кем-то понадобится согласовывать. Интересно, с кем же? Ну, а сами как думаете? Может, не стоит больше изобретать велосипед, а возродить уж старый добрый советский Главлит и практику литования билетов на выставки? Представляете себе: XXI век, машины ездят на автопилоте, туристы в космос летают, вкалывают роботы… а в это время в Москве заседает комиссия по гармонизации межрелигиозных отношений и с возмущением отказывается литовать билеты на выставку Василия Слонова, Олега Кулика или Сидура. Думаете, невозможно? Увы, в наше время нет ничего невозможного для человека с интеллектом.

Источники: oprf.ru, izvestia.ru, artinvestment.ru



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:
Наверх