Скончалась американская абстрактная художница Хелен Франкенталер
Вчера, 27 декабря, после продолжительной болезни на 83 году ушла из жизни художница Хелен Франкенталер — значимый представитель абстрактных экспрессионистов Америки
Вчера, 27 декабря, после продолжительной болезни на 83 году ушла из жизни художница Хелен Франкенталер (Helen Frankenthaler) — один важнейших американских авторов ХХ века. Наследница первого поколения абстрактных экспрессионистов, Хелен с гениальной изобретательностью и исключительным изяществом превращала свои холсты в пространство художественного жеста. Франкенталер считают выдающимся представителем второй волны послевоенного американского искусства, она сыграла ключевую роль в переходе от абстрактного экспрессионизма к живописи цветового поля. Художница была одним из лучших колористов наших дней, ее творческий вклад в современное искусство был значителен.
Хелен родилась 12 декабря 1928 в семье высокопоставленного судьи Альфреда Франкенталера и его супруги Марты. Детство будущей художницы прошло в Нью-Йорке, она занималась в Школе Дальтона, где азам изобразительного искусства ее обучал Руфино Тамайо. В 1949 Хелен окончила Бенингтонский художественный колледж, где ее учителем был Пол Фили (Paul Feeley), а после брала уроки у абстрактного экспрессиониста Ганса Гофмана (Hans Hofmann).
Выставочная карьера Франкенталер отсчитывается с 1950, когда Адольф Готлиб (Adolph Gottlieb) выбрал ее картину «Пляж» (1950) для экспозиции под названием «Пятнадцать избранных неизвестных работ художников Kootz Gallery». Первой персональной выставки Хелен удостоилась в 1951 в нью-йоркской Tibor de Nagy Gallery, и в этом же году она участвовала в знаковом проекте «9-я улица: выставка живописи и скульптуры». Заслуженный арт-критик Клемент Гринберг (Clement Greenberg) сразу отметил ее оригинальный стиль, международная известность работ Франкенталер стала расти. С 1959 художница стала постоянным участником основных крупных международных выставок, а в 1960 прошла ее первая музейная ретроспектива — в Еврейском музее в Нью-Йорке.
В 1952 Хелен написала одну из ключевых и прорывных работ в истории американского абстрактного искусства — картину «Горы и море». Она применила принципиально новую живописную технику: на холст, лежащий прямо на полу мастерской, художница, обходя холст по кругу, выливала краску, разведенную до такого состояния, чтобы она моментально впитывалась в грубый, не загрунтованный холст (в отличие, например, от Поллока, чьи холсты предварительно обрабатывались). В результате у Франкенталер получались полупрозрачные цветовые поля, перетекающие друг в друга. Работа «Горы и море» мгновенно была взята на заметку художниками, создавшими школу живописи цветового поля, такими как Моррис Льюис (Morris Louis) и Кеннет Ноланд (Kenneth Noland). Впоследствии творчество Франкенталер оставалось важным фактором в развитии американской живописи.
На протяжении своей долгой карьеры, продолжавшейся шесть десятилетий, Франкенталер неустанно экспериментировала и, помимо уникальной работы на холсте и бумаге, пробовала себя и в других жанрах, в том числе в керамике, скульптуре, гобеленах и особенно в тиражной графике. Хелен была одним из важных участников «ренессанса тиражной графики», происходившего в среде американских абстракционистов в середине ХХ века; особенно славились ее гравюры по дереву. Творческие изыскания Франкенталер послужили темой огромного количества персональных музейных выставок: ретроспективы в Еврейском музее (1960, Нью-Йорк); выставки в Музее американского искусства Уитни и европейского турне работ художницы в 1969; передвижной выставки ее работ на бумаге Музея Гуггенхайма в 1985; проектов в МоМА и Музее современного искусства в Форт Уорте (Техас) в 1989; выставки тиражной графики в Вашингтонской Национальной галерее искусства 1993-го и многих других.
Помимо огромного количества научных очерков и статей известных искусствоведов, кураторов и критиков о наследии художницы, были опубликованы и три фундаментальных труда: монографии Барбары Роуз (1971) и Джона Эльдерфильда (1989), а также каталог-резоне тиражной графики 1961–1994 годов (1996).
Работы художницы находятся в коллекциях ведущих музеев мира, в том числе Художественного института в Чикаго, LACMA, Музея Метрополитен, Центра Жоржа Помпиду, Музея изящных искусств Бостона, Национальной галереи искусства в Вашингтоне, SFMOMA, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и Музея Уитни.
Источники: artdaily.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111228_frankenthaler.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111228_frankenthaler.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.