Как остановить контрабанду египетских древностей?
Обозреватель Guardian Марк Власич рассуждает о недавних происшествиях, связанных с незаконным ввозом произведений египетского искусства в США и Великобританию
Не так давно в США троим арт-дилерам и помогавшему им коллекционеру предъявили обвинения в организации преступной сети, занимавшейся контрабандой сокровищ древнеегипетского искусства. Древние саркофаги, ритуальные сосуды и статуи из известняка возрастом около 2000 лет переправлялись на территорию США в ящиках, на которых значилось «антиквариат» и «деревянные панели» — так мошенникам удавалось избегать необходимой процедуры таможенного досмотра.
Египетский министр по делам древностей назвал раскрытую мошенническую операцию «одним из крупнейших и серьезнейших недавних случаев контрабанды». Это происшествие напомнило мировой общественности о том, что так называемое «арабское возрождение» значительно облегчило торговлю похищенными предметами на мировом рынке искусства, и повышение бдительности, а также принятие новых мер необходимы, чтобы обеспечить безопасность мирового культурного наследия.
В обвинении, предъявленном судом США Мусе Кули (Mousa Khouli), Салему Альшдайфату (Salem Alshdaifat) и Айману Рамадану (Ayman Ramadan), а также коллекционеру Джозефу Льюису (Joseph A Lewis II), говорится о том, что они вступили в преступный сговор, чтобы заниматься контрабандой предметов искусства и отмыванием денег. Четверо соучастников маскировали древние артефакты под обычные грузы и перевозили их в США, нарушая условия международных соглашений, американское таможенное законодательство и морально-этические нормы, — сказано в обвинении. Этот судебный процесс заставляет внимательнее присмотреться к нередким в последнее время случаям продажи краденых произведений искусства. По словам Джеймса Хейза-младшего (James Hayes Jr), сотрудника департамента госбезопасности США, нелегальная торговля культурными ценностями — третий по объему и доходности сегмент черного рынка. Этот рынок хорошо организован, а египетские артефакты — новая, растущая его ниша, вызывающая серьезное беспокойство.
Ранее в этом году Музей изобразительных искусств Сент-Луиса (St Louis Art Museum) столкнулся с претензиями американских и египетских властей по поводу правомочности пребывания в его экспозиции маски египетской мумии Ка-Нефер-Нефер. Еще в одном недавнем деле фигурировал некий британский арт-дилер, которому было предъявлено обвинение в незаконном ввозе на территорию Соединенного Королевства скульптурного изображения фараона Аменхотепа III. Дилер провез фигуру под видом якобы ее пластмассовой копии, и лишь через 10 лет подлог удалось раскрыть.
Международное сообщество и обеспокоенные музейщики выступают за введение дополнительных проверок на уровне организаций и государственном уровне, чтобы в будущем предотвратить подобные аферы. Американская музейная ассоциация (The American Association of Museums) напоминает музеям о необходимости проверки и публикации документов, подтверждающих провенанс произведений искусства, а европейская Комиссия по делам похищенных произведений искусства (Commission for Looted Art) настаивает на более точном соблюдении европейскими властями буквы закона и на необходимости полицейской реформы.
Многие правительства по собственной инициативе предпринимают шаги по борьбе с незаконной торговлей предметами искусства. В США, например, полиция может конфисковать предметы, которые были приобретены в обход закона. На территории США также является преступлением перевозить, продавать или хранить подозрительные произведения искусства. Египетские власти также усовершенствовали законы, касающиеся археологической практики и торговли древностями: по действующему законодательству все произведения искусства с египетской территории принадлежат государству и не могут быть вывезены из страны без согласия властей. Однако этих мер все же недостаточно — проблема контрабанды древностей вызвана прежде всего существующим на них спросом на черном рынке. Если бы черный рынок произведений искусства в Америке и Европе не существовал, мошенники не пытались бы из соображений собственной выгоды воспользоваться нестабильностью ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110814_egiped.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110814_egiped.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.