Кто придумал «постимпрессионизм»?
Любопытные подробности об одном из наиболее популярных художественных течений
Большинство художников, которых мы называем «постимпрессионистами», жили и работали во Франции, однако сам термин, что интересно, придумали британцы. Известно, что слово это впервые употребил художник и историк искусства Роджер Фрай (RogerFry), но был ли он единственным автором нового термина? Газета TheArtNewspaperвысказывает некоторые догадки, предлагая своим читателям помощь в разгадке тайны.
Широкой публике термин стал известен в 1910 году, благодаря выставке «Мане и постимпрессионизм», которую Фрай устроил в лондонских Grafton Galleries. Впервые у британских любителей искусства появилась возможность увидеть в одном месте значительное число произведений Гогена и Ван Гога.
Выставка, открывшаяся 8 ноября, стала настоящей сенсацией. Посетители (в том числе критики) в большинстве своем, как водится, уходили возмущенные, однако для некоторых мероприятие стало началом увлечения современным искусством. О том, какую бурю подняла выставка, красноречиво свидетельствуют следующие слова Вирджинии Вульф (Virginia Woolf): «В декабре 1910 года или около того изменилась человеческая природа». Модернизм, будораживший умы по всей Европе, наконец-то взял штурмом Британское королевство.
Трудно поверить, но Фрая позвали делать выставку буквально в последнюю минуту, дабы заткнуть дырку в программе Grafton Galleries. Подробности о ее названии стали известны лишь в 1945 году, когда один из организаторов, Десмонд Маккарти (Desmond MacCarthy), поведал следующее: «Я, Роджер и один молодой журналист, желавший помочь нам с рекламой, встретились, дабы решить, как нам назвать выставку. Именно тогда и появилось это слово, сейчас уже закрепившееся в английском языке — “постимпрессионизм”. Роджер хотел использовать термин, подчеркивающий отличие этих художников от импрессионистов; среди предложенных им вариантов был и “экспрессионизм”. Но журналисту все эти термины не нравились. В конце концов Роджер, теряя терпение, заявил: “Ладно, давайте их назовем просто постимпрессионистами, они ведь уже после импрессионистов идут”».
Так кто же был тот журналист, благодаря которому мы не относим Сезанна и Гогена к экспрессионистам или к кому-нибудь еще? Говорят, ему тогда было двадцать с чем-то, и, скорее всего, он был мужского пола. Возможно, это был критик, опубликовавший рецензию на выставку, однако положительных отзывов известно мало, и авторам их (среди которых были Холбрук Джексон (Holbrook Jackson),Фрэнк Раттер (Frank Rutter) и Льюис Хинд (Lewis Hind)), уже перевалило за 30, а то и за 40. Например, Раттеру, упомянувшему термин в своей статье от 14 октября 1910 года, было 34.
Есть еще версия, что «журналист» был и не журналистом вовсе, а главным ассистентом галереи. В архивах музея Ван Гога есть письмо, подписанное неким «Ф. Уолстоном», подчиненным Фрая (подпись не очень разборчива). Об этом сотруднике больше ничего не известно; возможно, это он должен был «помогать с рекламой»?
Что удивляет, так это то, что неназванный молодой человек нигде письменно не упомянул о своей ключевой роли в этом деле, хотя выставка получила статус исторически значимого события. «Журналист» мог быть убит во время Первой мировой войны, разразившейся менее, чем через четыре года.
В любом случае, того, кто занимался рекламой выставки, ждал успех, превзошедший самые смелые ожидания. В прессе появилось более 50 рецензий, а число посетителей составило 25 тысяч — невероятный показатель для коммерческой галереи!
Сто лет уже прошло с тех пор, а на постимпрессионистов зрители валом валят до сих пор. Ожидается, что самыми популярными лондонскими выставками будут «Настоящий Ван Гог: Художник и его письма» (Королевская Академия, 23 января — 18 апреля) и «Гоген. Мифотворец» (Tate Modern, 30 сентября — 16 января 2011). На Ван Гога пришли посмотреть 411 тысяч человек; организаторы ретроспективы Гогена ожидают, что количество посетителей превысит 350 тысяч. В общем, идут «ноздря к ноздре».
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20101222_post_impressionism.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20101222_post_impressionism.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.