Art Investment

Художники и цены

Кто придумал «постимпрессионизм»?

Большинство художников, которых мы называем «постимпрессионистами», жили и работали во Франции, однако сам термин, что интересно, придумали британцы. Известно, что слово это впервые употребил художник и историк искусства Роджер Фрай (RogerFry), но был ли он единственным автором нового термина? Газета TheArtNewspaperвысказывает некоторые догадки, предлагая своим читателям помощь в разгадке тайны.

Широкой публике термин стал известен в 1910 году, благодаря выставке «Мане и постимпрессионизм», которую Фрай устроил в лондонских Grafton Galleries. Впервые у британских любителей искусства появилась возможность увидеть в одном месте значительное число произведений Гогена и Ван Гога.

Выставка, открывшаяся 8 ноября, стала настоящей сенсацией. Посетители (в том числе критики) в большинстве своем, как водится, уходили возмущенные, однако для некоторых мероприятие стало началом увлечения современным искусством. О том, какую бурю подняла выставка, красноречиво свидетельствуют следующие слова Вирджинии Вульф (Virginia Woolf): «В декабре 1910 года или около того изменилась человеческая природа». Модернизм, будораживший умы по всей Европе, наконец-то взял штурмом Британское королевство.

Трудно поверить, но Фрая позвали делать выставку буквально в последнюю минуту, дабы заткнуть дырку в программе Grafton Galleries. Подробности о ее названии стали известны лишь в 1945 году, когда один из организаторов, Десмонд Маккарти (Desmond MacCarthy), поведал следующее: «Я, Роджер и один молодой журналист, желавший помочь нам с рекламой, встретились, дабы решить, как нам назвать выставку. Именно тогда и появилось это слово, сейчас уже закрепившееся в английском языке — “постимпрессионизм”. Роджер хотел использовать термин, подчеркивающий отличие этих художников от импрессионистов; среди предложенных им вариантов был и “экспрессионизм”. Но журналисту все эти термины не нравились. В конце концов Роджер, теряя терпение, заявил: “Ладно, давайте их назовем просто постимпрессионистами, они ведь уже после импрессионистов идут”».

Так кто же был тот журналист, благодаря которому мы не относим Сезанна и Гогена к экспрессионистам или к кому-нибудь еще? Говорят, ему тогда было двадцать с чем-то, и, скорее всего, он был мужского пола. Возможно, это был критик, опубликовавший рецензию на выставку, однако положительных отзывов известно мало, и авторам их (среди которых были Холбрук Джексон (Holbrook Jackson),Фрэнк Раттер (Frank Rutter) и Льюис Хинд (Lewis Hind)), уже перевалило за 30, а то и за 40. Например, Раттеру, упомянувшему термин в своей статье от 14 октября 1910 года, было 34.

Есть еще версия, что «журналист» был и не журналистом вовсе, а главным ассистентом галереи. В архивах музея Ван Гога есть письмо, подписанное неким «Ф. Уолстоном», подчиненным Фрая (подпись не очень разборчива). Об этом сотруднике больше ничего не известно; возможно, это он должен был «помогать с рекламой»?

Что удивляет, так это то, что неназванный молодой человек нигде письменно не упомянул о своей ключевой роли в этом деле, хотя выставка получила статус исторически значимого события. «Журналист» мог быть убит во время Первой мировой войны, разразившейся менее, чем через четыре года.

В любом случае, того, кто занимался рекламой выставки, ждал успех, превзошедший самые смелые ожидания. В прессе появилось более 50 рецензий, а число посетителей составило 25 тысяч — невероятный показатель для коммерческой галереи!

Сто лет уже прошло с тех пор, а на постимпрессионистов зрители валом валят до сих пор. Ожидается, что самыми популярными лондонскими выставками будут «Настоящий Ван Гог: Художник и его письма» (Королевская Академия, 23 января — 18 апреля) и «Гоген. Мифотворец» (Tate Modern, 30 сентября — 16 января 2011). На Ван Гога пришли посмотреть 411 тысяч человек; организаторы ретроспективы Гогена ожидают, что количество посетителей превысит 350 тысяч. В общем, идут «ноздря к ноздре».

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20101222_post_impressionism.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20101222_post_impressionism.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».