Запутанная история шедевра Писсарро
Вот уже почти 10 лет пожилой житель Сан-Диего Клод Кассирер пытается вернуть себе картину Камиля Писсарро «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», которая была украдена нацистами у его бабушки
Вот уже почти 10 лет пожилой житель Сан-Диего Клод Кассирер (Claude Cassirer) пытается вернуть себе картину Камиля Писсарро (Camille Pissarro) «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», которая когда-то принадлежала его бабушке Лилли Кассирер Нойбауэр (Lilly Cassirer Neubauaer). Это ценное произведение она была вынуждена оставить в Германии, спасаясь от преследований нацистов в 1939 году. С тех пор полотно сменило множество владельцев и в конце концов оказалось в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где находится и по сей день.
«Улицу Сент-Оноре» некогда купил у самого Писсарро прапрадед Клода Кассирера Юлиус (Julius). Когда Клод был еще маленьким, картина украшала гостиную в доме его бабушки Лилли в Берлине, где он часто играл. Мать Клода умерла вскоре после его рождения, и именно бабушка занималась воспитанием внука. «Она была мне как мать», — вспоминает Клод Кассирер.
С приходом к власти в 1933 году Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) члены семьи Кассирера оказались разбросаны по всему миру. Отец Клода, Фриц (Fritz), переехал с сыном в Прагу, где открыл газету для тех, кто так же, как и он, бежал от преследований нацистов. Однако через некоторое время издание обанкротилось: война приближалась и несла с собой рост антисемитских настроений в центральной Европе. Старший Кассирер был вынужден отправить своего отпрыска в пансион в Великобританию. «В школе я пользовался большим авторитетом, потому что мог переводить речи Гитлера, которые передавали по радио. Все хотели знать, о чем он говорит», — рассказал Кассирер.
Бабушка Лилли после отъезда своего единственного внука переехала в Мюнхен и вышла замуж за известного физика. Она одной из последних членов семьи бежала от ужасов холокоста. В 1939 году она была вынуждена отдать картину Писсарро представителю нацистов в обмен на выездную визу и тем самым избежала судьбы своей сестры, скончавшейся в концентрационном лагере Терезиенштадт. «Бабушка никогда не знала, что затем произошло с картиной», — признался Кассирер.
В 1940 году, незадолго до нацистской оккупации, Клод уехал во Францию. А через год ему удалось бежать из страны. Через Касабланку (Марокко) он перебрался Кливленд, США. Туда он добрался летом 1941 года без гроша в кармане. Сначала он работал на складе в магазине, принадлежавшем его дальнему родственнику, а затем был ассистентом фотографа. Через некоторое время он сам начал фотографировать и открыл собственную мастерскую.
В 1944 году Кассирер женился на Беверли Беллин (Beverly Bellin), дочери еврейских эмигрантов, выходцев из России. В 1957 году, после смерти своего второго мужа, к ним приехала бабушка Лилли. Сама она скончалась через пять лет и оставила в наследство Кассиреру все свое имущество: антикварный шкаф, который ей разрешили взять с собой во время бегства из Германии, фарфоровую посуду, передававшуюся в семье из поколения в поколение, и права на полотно Писсарро.
По словам Кассирера, и он, и бабушка всегда верили, что картина однажды найдется. На протяжении долгих лет им давали надежду истории о том, как бывшие владельцы возвращали себе похищенные нацистами ценности, находившиеся в музейных и частных коллекциях.
И вот в 2000 году, когда Клод и его жена уже вырастили двоих детей, ушли на пенсию и переехали в дом в пригороде Сан-Диего, им позвонила одна из бывших клиенток Кассирера и сказала, что нашла картину.
Как выяснилось, судьба «Улицы Сент-Оноре» после отъезда Лилли Кассирер из Германии оказалась драматичной и наполненной событиями.
Нацистский арт-дилер из Мюнхена Якоб Шайдвиммер (Jakob Scheidwimmer), который в 1939 году вынудил бабушку Клода «продать» ему картину, затем перепродал ее другому дилеру. Тот, спасаясь от преследований нацистов, бежал в Голландию, однако и там его вскоре настигла немецкая оккупация. Гестаповцы конфисковали работу и отправили ее назад в Германию, где она была продана с аукциона в 1943 году анонимному покупателю. След картины на некоторое время затерялся.
После войны немецкое правительство признало сделку 1939 года недействительной и объявило Лилли законной владелицей, если картину удастся найти. В конце 1950-х годов власти даже выплатили ей символическую компенсацию в размере 13 тысяч долларов (сейчас стоимость полотна оценивают в 20 миллионов долларов).
Сведения об «Улице Сент-Оноре» вновь появились в 1952 году. Некая нью-йоркская галерея продала картину коллекционеру из Сент-Луиса, тот продал ее в 1976 году неизвестному дилеру, а он вскоре перепродал ее известному швейцарскому коллекционеру, барону Гансу Генриху Тиссен-Борнемиса (Hans Heinrich Thyssen-Bornemisza).
В 1988 году Испания заплатила ему 50 миллионов долларов за показ принадлежащей ему коллекции в своей стране в течение 10 лет. Однако в 1993 году власти окончательно выкупили собрание за 327 миллионов долларов. С этого времени «Улица Сент-Оноре» экспонируется в государственном Музее Тиссен-Борнемиса, расположенном неподалеку от знаменитого Прадо.
Узнав об этом, Кассиреры, располагавшие лишь небольшой суммой денег, обратились во Всемирный еврейский конгресс с просьбой помочь им начать переговоры с правительством Испании. После бесплодных попыток убедить Мадрид в том, что именно он является законным владельцем картины, Клод Кассирер в 2005 году подал иск в Окружной суд США в Лос-Анджелесе против Королевства Испании и Фонда коллекции Тиссен-Борнемиса.
Несмотря на то, что Испания подписала соглашение о возвращении владельцам произведений искусства, украденных нацистами, представители властей и фонда не признали претензии Кассирера правомерными. Дело в том, что Испания, являющаяся суверенным государством, не может отвечать перед судебными органами других государств, в т. ч. США.
И вот уже пять лет юристы и судьи спорят о том, должен ли Кассирер сперва обратиться в испанский суд и там решить вопрос о праве собственности на картину Писсарро, чтобы затем его иск мог рассмотреть федеральный суд США. Не удается им прийти к согласию и еще по одному вопросу: должна ли Испания расплачиваться за проступки другого государства — нацистской Германии. Есть и еще один спорный момент: если испанская сторона все же выступит в суде, то, скорее всего, она будет настаивать на том, что бабушка Кассирера уже получила положенную компенсацию. Однако многие юристы убеждены, что репарации, выплаченные послевоенной Германией, не должны влиять на претензии наследников.
Сейчас дело находится на рассмотрении совета из 11 присяжных Апелляционного суда 9-го округа США. Однако окончательного решения Кассиреру, которому в следующем месяце исполнится 89 лет, видимо придется ждать еще долго.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100412_cassirer.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100412_cassirer.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.