Ошибка ценой в миллиард долларов
ARTinvestment.RU   08 ноября 2008

В 1967 году Марк Ротко предлагал лондонской галерее Тейт 30 своих полотен — но представители музея взяли только девять. Теперь они могут кусать локти: сейчас картины, от которых они отказались, могли бы принести на аукционе более миллиарда долларов

В 1967 году знаменитый художник Марк Ротко (Mark Rothko, 1903–1970) предложил лондонской Галерее Тейт 30 своих работ, но члены попечительского совета музея согласились взять только девять. Причиной отказа стало то, что у Тейт не было возможности включить все 30 картин в постоянную экспозицию, на что надеялся художник.

В число работ, которые Ротко хотел подарить лондонскому музею, входили картины, которые экспонировались на ретроспективе художника в нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 году, а также полотна, которые художник написал в 1958 году для ресторана Four Seasons. Сейчас все эти произведения можно было бы продать за сумму, превышающую 1 миллиард долларов.

Тогдашний директор Тейт Норман Рид (Norman Reid) подружился с художником в 1965 году, посетив его мастерскую. Именно он принял решение все-таки взять девять его картин. Их повесили в отдельном помещении, которое назвали «комната Ротко». Сейчас этот небольшой зал очень популярен у посетителей музея.

Ротко всегда очень придирчиво относился к тому, где будут экспонироваться его произведения. Картины, которые он создал для Four Seasons, так там и не появились — посетив это шикарное заведение, художник пришел в ужас. Он расторг контракт с рестораном, который назвал «местом, куда приходят богатейшие ублюдки Нью-Йорка, чтобы покормиться и показать себя». По задумке Ротко, все картины, которые он собирался отдать Тейт, должны были экспонироваться одновременно, но попечительский совет дал ему понять, что это невозможно.

Восемь из девяти картин, подаренных музею, оценивались в 330 тысяч долларов — большая сумма по тем временам. Теперь они, конечно же, стоят во много раз дороже. В ноябре 2005 года картина 1953 года «Посвящение Матиссу» принесла 22,5 миллиона долларов на аукционе и стала самой дорогой работой послевоенного художника. В мае 2007 года этот рекорд был побит: работа «Белый центр (желтый, розовый и бледно-лиловый на темно-розовом)» ушла за 72,2 миллиона долларов. Ротко является не только одним из самых котирующихся на рынке послевоенных художников, но и автором самой дорогой работы среди художников русского происхождения.

Почему знаменитый художник пожелал отдать свои работы именно галерее Тейт? Во-первых, как говорят, Ротко был «обижен» на американские музеи, которые в то время интересовал один поп-арт. Во-вторых, художнику хотелось, чтобы его произведения экспонировались в том же здании, что и великолепные пейзажи Тёрнера. Это желание было исполнено, но в 2000 году было принято решение перенести «комнату Ротко» в новый музей Тейт Модерн. Сейчас там проходит крупная выставка поздних творений художника.

Известные произведения искусства, которые не захотели брать музеи

  • В 1921 году галерея Тейт не взяла картину Поля Сезанна (Paul Cézanne) «Горы в Провансе».
  • В 1939 году британская королева-мать отказалась взять картину «Разговор в Эйнтри» кисти английского экспрессиониста Уолтера Сиккерта (Walter Sickert), но в 1951 году она все-таки решила включить ее в королевскую коллекцию.
  • Картину «Новый Адам», которую называют одним из величайших изображений обнаженной натуры в истории американского искусства, художник Хэролд Стивенсон (Harold Stevenson) создал специально для выставки поп-арта в музее Гуггенхайма в 1962 году. Но когда куратор Лоуренс Эллоуэй (Lawrence Alloway) увидел работу, он был в таком шоке, что снял ее с экспозиции.
  • В 1992 году Национальная портретная галерея отказалась включать в свою коллекцию портрет драматурга Алана Беннетта (Alan Bennett), выполненный художником Томом Вудом (Tom Wood). Все дело в том, что Беннетт на картине… пылесосил. Галерея выбрала другой, менее прозаический портрет драматурга.
  • Говорят, что в 2000 году Лувр отказался экспонировать консервированную акулу Дэмиена Херста (Damien Hirst), потому что произведение искусства уже начало разлагаться.

Материал подготовила Юлия Максимова

Источники: independent.co.uk, guardian.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081108_rothko.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081108_rothko.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх