Баранов-Россине — художник русского авангарда
ARTinvestment.RU   01 ноября 2007

Имя Баранова-Россине долгие годы было известно преимущественно специалистам, изучавшим историю русского авангарда. Перипетии судьбы, а также то, что значительная часть работ хранилась в семье художника, не способствовали популярности. Но в начале нашего с

До 25 ноября в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке, 10, продлится выставка «Владимир Баранов-Россине — художник русского авангарда», на которой представлены уникальные работы из музейных и частных собраний. Шулим-Вольф Баранов, Владимир Давидович Баранов, Даниэль Россине, наконец, Владимир Давидович Баранов-Россине. 1888–1944. Человек удивительной и трагической судьбы. Состоялся как художник в Париже, работал в «Улье», дружил с Шагалом, Цадкиным, Сутиным, Архипенко. В 1917 году вернулся в революционную Россию, работал в Отделе ИЗО Наркомпроса, преподавал, оформлял первую годовщину Октября в Петрограде, работал над революционными панно, оформлял спектакли Мейерхольда. В 1925-м, когда начали затягивать гайки, разочарованный, вернулся в любимый Париж, чтобы, так получилось, жить в стесненных обстоятельствах, а потом в 1943-м испытать депортацию евреев и спустя год погибнуть в концлагере Аушвиц (Освенцим).

Имя Баранова-Россине долгие годы было известно преимущественно специалистам, изучавшим историю русского авангарда. Перипетии судьбы, а также то, что значительная часть работ хранилась в семье художника, не способствовали популярности. Но в начале нашего столетия все изменилось: в 2002 году прошла выставка в Государственной Третьяковской галерее, потом — знакомство с творчеством в Государственном Русском музее. Но, вероятно, не сильно ошибусь, если скажу, что имя «выстрелило» на Sotheby’s в 2004 году, когда переходный кубистический «Натюрморт со стулом» 1911 года ушел с молотка за 1,050 миллиона долларов. В те времена это был выдающийся случай для русского искусства, и продажа получила высокий резонанс. К слову, знаменитый натюрморт тоже находится в экспозиции идущей выставки. Впрочем, не будь этого громкого случая, был бы другой: творчество Баранова-Россине начало триумфально возвращаться в Россию.

Эксперты отмечают, что в своих парижских поисках художник испробовал почти все авангардные течения, включая кубизм, кубофутуризм, абстракцию и сюрреализм. А еще раньше прошел путь академического пейзажа и почти неминуемого для художника тех лет постимпрессионизма. Своего «изма» Баранов-Россине не изобрел, но в рамках оформлявшихся течений его работы очевидно выделялись своей самобытностью. Одна из особенностей текущей выставки — возможность увидеть скульптурные композиции Баранова-Россине, которые являются мало изученным пластом его творчества и настолько редки, что долгое время считались утраченными. Интересно, что в скульптуре у Баранова была едва ли не наиболее новаторская роль: еще в 1910-х годах он чуть ли не первым разрабатывал крашеные и самодвижущиеся скульптуры, о которых остались документальные свидетельства. Тяга к технологичности проявилась не только в изобразительном искусстве: Баранов, как ренессансный художник, был увлечен изобретательством. Причем все его открытия связаны с природой света и цвета. На счету художника изобретение предтечи светомузыки «оптофона», прибора для определения качества драгоценных камней «фотохронометра», раскраски-невидимки «хамелеона», позже превратившейся в военный камуфляж, и даже аппарата для производства газировки. К сожалению, все эти изобретения не принесли художнику достатка, при жизни они остались невостребованными.

Сохранившееся творческое наследие Баранова-Россине относительно невелико. По некоторым оценкам, оно составляет чуть более 500 картин и рисунков, причем далеко не все из них относятся к ценным экспериментальным периодам. Так что любая возможность увидеть его работы — это событие для ценителей творчества художника. Тем более — выставка, на которой удалось собрать вещи из частных собраний Франции и российских музеев. По ряду отзывов, выставка получилась очень крепкая. Среди работ выдающегося уровня можно отметить, к примеру, картины «Ева» (1912) и «Кузина с цветами» (1912. Холст, масло. 130,5 x 161. Собрание В. В. Царипова). Взгляд останавливается на работе «Адам и Ева» (1912) и раскрашенном рельефе «Танец» (1914), также поступившем в экспозицию из частного собрания.

Источник: http://www.tvkultura.ru, http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm, http://www.sothebys.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20071101_Baranov-Rossine.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20071101_Baranov-Rossine.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх