«Новая волна». Третий аукцион проекта «Азбука Андеграунда: 1990-е»
В каталоге собраны произведения художников, чьи работы формировали облик арт-сцены периода «перестройки» и последовавшего за ним периода постсоветского искусства
Каталог аукциона ARTinvestment.RU № 598 и кураторского аукциона № 278 «Азбука андеграунда III».
Окончание аукциона в пятницу, 19 сентября, в 12:00.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
В 1990-е годы художники почувствовали, что распахнулись окна в душной комнате и свежий воздух ворвался, принося хаос, энергию и жажду экспериментов. Альтернативное искусство, зревшее в подполье, вырвалось на поверхность, превращая московские квартиры в очаги творчества — так возникли сквоты в Трехпрудном или в Фурманном переулках. Художники, оттачивавшие мастерство в тени официозных выставок, теперь пробовали всё — от дерзких видеоинсталляций, запечатлевавших распад советской эстетики, до уличных интервенций, которые превращали городские стены в диалог о новой реальности.
«Новая волна» в эпоху 1990-х — это не только время экспериментов, но и институционального «разворота», когда андеграунд выходит из подвала в залы, превращаясь из субкультуры в культурный капитал. Существенную роль сыграли независимые арт-пространства, такие как галерея «Риджина», «Галерея Марата Гельмана», «XL-галерея» и другие, они стали лабораториями, где музыка, театр и визуальное искусство сплетались в междисциплинарные проекты. 1990-е — это время, когда искусство стало не просто отражением, а живым пульсом, бьющимся между руинами старого мира и неясными контурами нового.
Сегодня аукцион предлагает коллекционерам возможность приобрести работы этого периода. В каталоге 26 лотов — произведения, иллюстрирующие эволюцию андеграунда от ранних корней в московском концептуализме до петербургских инноваций. Каждое направление и художник раскрывают уникальные аспекты эпохи — от иронии над советским наследием до поиска новой идентичности. Это живописные полотна, коллажи, фотографии, созданные с использованием современных, старых и старинных способов фотопечати, объекты.
С 2024 года ARTinvestment.RU проводит уже третьи торги «Азбука андеграунда: 1990-е», мы готовим большой выставочный и издательский проект, посвященный этому движению.
ИНФАНТЭ-АРАНА Франциско и ГОРЮНОВА Нонна (1968) Восточный берег. 1997
Дуэт художников Франциско Инфантэ-Араны (1943) и его жены Нонны Петровны Горюновой (1944)
Тираж 15 экземпляров. Экземпляр №1
Фотобумага, сибахром. 50,5 × 51,5
КОЛЕЙЧУК Вячеслав Фомич (1941–2018) Самоколлаж по мотивам картины И. К. Айвазовского «Лунная ночь у взморья». 1987
Бумага на пластике, самоколлаж. 45,5 × 36 см
МАКАРЕВИЧ Игорь Глебович (1943) Рис-Унок. Из серии «Рисунки старых советских мастеров». 2000. Объект
Фанера, свинцовый карандаш, стекло, металл, рис, бумага, акрил. 37,5 × 46,5
МАКАРОВ Станислав Владимирович (1972) Ландшафт-призрак (Пражский пейзаж). 1999
Бумага, фотография, гумбихроматная печать. 47,5 × 74 (лист); 38,5 × 64,7 (изображение)
Источник: собрание семьи художника
ЛЕЙДЕРМАН Юрий Александрович (1963) Панданос— ночь копания в огурцах и высаживания помидор. 1988
Ткань, масло. 112,3 × 92
МАМЫШЕВ-МОНРО Владислав Юрьевич (1969–2013), КАЦУБА Валерий (1965) Людовик XIV. Из серии «Метаморфозы монарха». 2005
Тираж 10 экземпляров, экземпляр № 2
Бумага, фотопечать. 100 × 100 (в свету)
САВАДОВ Арсен Владимирович (1962) Арлекин и Пьеро в Крыму. Из проекта Commedia dell'Arte. 2012
Тираж 9 экземпляров. Экземпляр № 2
Бумага, фотография, DIASEC. 129,5 × 172,5
САЛАХОВА Айдан Таировна (1964) Космо — это успех. Диптих
Журнал Cosmopolitan (на французском языке, № 338, январь 2002), бумажные наклейки из duty free, тушь, коллаж, деревянный двусторонний короб со стеклом. 37,6 × 101,2 × 6 (общий размер), 37,6 × 50,6 × 6 (каждая работа)
СМЕЛОВ Борис Иванович (1951–1998) Мостик с кентаврами. Санкт-Петербург. 1993
Бумага, бромосеребряная, печать. 41 × 57,5 (лист), 33,5 × 49,4 (изображение)
СОКОВ Леонид Петрович (1941–2018) Пейзаж Тёрнера со Сталиным и локомотивом. [1983]
Бумага на фанере, печать, масло, ассамбляж, дерево, ткань. 45,5 × 60,8 × 4
ХЛОБЫСТИН Андрей Леонидович (1961) Нет Веры. Нет Надежды. Нет Любви. Триптих
Холст, фломастер, акрил, графитный карандаш. 45 × 30 (каждая часть), 45 × 90 (общий размер)
ШЕХОВЦОВ Сергей Васильевич (1969) Из серии «Консервация». 2014
Дерево, объекты (металл, стекло, пластик), акрил, эмаль, продавливание. 10,3 × 46 × 10
Одновременно открыт аукцион AI № 598. Топ-лоты: работы Давида Бурлюка, Маревны, Павла Джогина и Бориса Анисфельда.
Желаем удачи на аукционах AI!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20250915_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20250915_auctionAI_XXI.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.















