Открыт 128-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
Каталог аукциона составили 12 литографий, выполненные специально для альбома J. Lassaigne, Douze contemporains. Paris : Editions d'art du Lion, изданного в 1959 году
Каталог AI Аукциона № 442 и 128-го аукциона «21-й век. Современное российское искусство».
Окончание аукциона в пятницу, 12 августа, в 12:00.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Оригинальные литографии для альбома выполнены по оригиналам Ж. Брака, М. Шагала, А. Дерена, Р. Дюфи, Ф. Леже, А. Матисса, А. Модильяни, П. Пикассо, Ж. Руо, М. Утрилло, Ж. Вийона, М. де Вламинка.
Альбом составил и издал Жак Лассень (J. Lassaigne) — французский историк искусства. С 1932 года Лассень сотрудничал с Figaro и Seven, Beaux Arts, The Weekly Revue, L'Amour de Art и L'Art Living. В 1935-м работал библиотекарем Национального собрания и в 1937-м опубликовал свои первые работы о Домье и Тулуз-Лотреке.
Лассень сотрудничал с генералом де Голлем, в частности работал в пресс-службе делегации Свободной Франции. В сентябре 1944 года его вызвали в Париж, чтобы он взял на себя руководство Journal Parlé, и он создал программу Paris vous parle. В 1945–1946 годах был директором национального телеканала, и оставил эту должность, когда генерал де Голль ушел в отставку. Он возобновил свою деятельность в качестве искусствоведа и опубликовал ряд монографий о таких художниках как Гойя (Hypérion), Пикассо (Somogy), Шагал (Maeght), Делакруа (Flammarion) и др.
Жак Лассень был куратором многих французских выставок за рубежом, в частности в Монреале в 1963 и 1967 годах, где руководил художественной секцией французского павильона на международной выставке. Его привлекли к подготовке выставок французских художников для зарубежных музеев: он организовал ретроспективную выставку Шагала в туринском музее и выставку Брака для Венецианской биеннале.
Главный хранитель Музея современного искусства города Парижа с 1971 по 1978 год, он руководил программой тематических выставок кубизма, мексиканского мурализма, немецкого экспрессионизма, конструктивизма. С 1978 по 1983 год он был художественным советником города Парижа.
С 1948 года Жак Лассень регулярно сотрудничал с издательствами Skira в Женеве. Параллельно совместно с несколькими издательствами готовил к выпуску альбомы, или портфолио.
К таким портфолио относится и представленное нами издание Douze contemporains («Двенадцать современников»), подготовленное Жаком Лассенем. Его статья, предваряющая альбом, написана языком образным и открытым. «Нет сомнений в том, что первая треть ХХ века останется в истории искусства временем интенсивного творчества. Сегодня это искусство уже утвердилось. Но в начале это новое искусство испытывало очень сильное сопротивление. Матисс так описывал это состояние: “чтобы пройти, пришлось перевернуть стену”», — вот краткая характеристика того искусства, которое после тщательного отбора Жак Лассень включил в альбом «Двенадцать современников».
«Этот альбом покажет, что общего между лучшими из художников начала ХХ века. Речь идет не столько о родстве эстетического порядка, сколько о равной степени осознанности», — пишет Лассень.
Портфолио в целом представляет собой действительно некий нерв времени — перелистывая его, зритель двигается от одной работы к другой, отдаваясь диалогу искусств без ограничений и приоритетов. На самом деле было бы очень трудно сказать, пишет Жак Лассень, «что Руо стоит выше, чем Пикассо, Матисс выше, чем Шагал». Работы отобраны куратором так и идут в такой последовательности, что зритель воспринимает их свободно, единым потоком, но каждый автор обладает своим неповторимым и узнаваемым почерком: «они не дополняют друг друга, но они достойны друг друга», — отмечает Лассень.
«… Современное искусство принесло новые завоевания пластическому самовыражению, — пишет Лассень. — И в первую очередь завоевание автономии элементов картины. Например, кубисты, выделяя элементы объекта и группируя их по-разному в соответствии со своей внутренней логикой, умножают значения этого объекта. Сюрреалисты находят в разных автоматизмах изобретение новых изображений. Все они выдвигают на первый план культ ощущений, чтобы выразить трепет жизни до мельчайших деталей».
Работы современных ему авторов Жак Лассень называет более наглядными, чем произведения их предшественников, и следовательно, более непосредственно воспринимающимися и открытыми. Предлагая обнаженную реальность, они не нуждаются в повторении, привыкании и требуют иного восприятия и понимания: «Пикассо однажды сказал, что живопись, став творением, перестала быть удобной. Однако в тот день она сделала огромный шаг вперед. Теперь она приносит тем, к кому прикасается, более яркое наслаждение».
Жак Лассень выступает как куратор и автор нашего портфолио, и здесь мы видим не только работы тех или иных художников, но и взгляд профессионала, его волю. Его предисловие погружает нас в мир начала ХХ века, обучая нюансам восприятия и позволяя нам чувствовать не только характер художников, но и пульс времени.
Литографии, составившие портфолио, выставлены на торги как отдельные самостоятельные лоты. Но возможно, кому-то из наших участников захочется приобрести все издание целиком, чтобы наслаждаться не только печатной графикой, но и блестящей работой куратора, изучать его подход к формированию портфолио, и быть может, использовать его в своей работе и коллекционерской деятельности.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20220810_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20220810_auctionAI_XXI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.