Персоны недели: династия Захаровых — Соколовых
ARTinvestment.RU   14 июня 2021

Династия Захаровых — Соколовых представлена в истории отечественного искусства тремя поколениями графиков, живописцев и скульпторов, каждый из которых сумел реализовать свой самобытный талант

Гурий Филиппович Захаров (1926–1994) — самый известный представитель художественной династии. Советский график, заслуженный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, он работал преимущественно в технике линогравюры, офорта и карандашного рисунка. В 1954 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). Захаров принадлежит к поколению художников, начало творческого пути которых пришлось на «оттепельные» годы. Испытав на раннем этапе влияние художественного метода В. А. Фаворского, он выработал впоследствии свой узнаваемый почерк. Однако установку Фаворского о необходимости выстраивания сложных пространственных отношений в рамках плоскости листа Захаров пронес через все творчество. Его ранние работы типичны для эпохи «оттепели»: это лирические камерные композиции, в которых преобладают интерьерные сцены, пейзажи, натюрморты («Натюрморт с папоротниками», 1964; «Читающая книгу», 1962).

Во творчестве Захарова можно четко выделить одну тему, которая доминирует в большинстве его произведений, — тема Москвы. Захаров создал сотни видов Москвы, которые запечатлены с оригинальных ракурсов («Таганская площадь», 1962; «Солянка», 1962). Городские жители часто трактованы силуэтно, лишены портретных характеристик и выполняют часто функцию стаффажа, поскольку главный «герой» произведений Захарова — это сам город, который воспринимался графиком как живой развивающийся организм. Опрокинутые планы, заваленные горизонты, смещенные точки зрения, которые часто встречаются в его работах, призваны подчеркнуть пульсирующую энергию города, его динамику. Для современного зрителя его работы ценны еще тем, что на них можно увидеть Москву не как современный развитый мегаполис, а как город, еще не успевший обрасти массовой застройкой и высотными зданиями, радикально изменившими ландшафт и облик столицы. В 1981 году за серию графических работ, посвященных Москве, Захаров был удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Поэт Лев Мочалов, современник Захарова, окрестил его «мастером, вдохнувшим поэзию в графику».

Татьяна Михайловна Соколова (1930–2010) — супруга Гурия Захарова, скульптор, заслуженный художник РСФСР (1980), действительный член РАХ (2001). Как и ее муж, окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское) в 1953 году, выбрала профессию скульптора. Татьяна Соколова запечатлена на многих работах Гурия Захарова, посвященных видам Москвы («Яузские ворота», 1969). Работы Соколовой представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также в других государственных и частных коллекциях.

Начало ее творчества также пришлось на эпоху «оттепели», что во многом предопределило круг тем, к которым обращалась скульптор: материнство, юность, портреты родных и близких, сцены городской и сельской жизни («Материнство», 1979). Творчество Соколовой отличает широкое разнообразие используемых материалов: она успешно работала с деревом, глиной, керамикой, шамотом и металлом, добиваясь во всем выразительности и утонченности форм. Среди ее произведений есть станковая, монументально-декоративная скульптура, мелкая пластика («Композиция», 1985). Она также освоила такой редкий для скульптуры жанр, как натюрморт. Произведения Соколовой отличаются оригинальностью пластических решений, свободной лепкой форм, эмоциональной выразительностью, динамикой, а также большим вниманием к поверхности и материалу, из которого создается работа.

Наталья Гурьевна Захарова (1957) — дочь Гурия Захарова и Татьяны Соколовой, пошла по стопам родителей, выбрав творческую профессию. Художественное образование получила в Московском Полиграфическом институте, после окончания которого работала преимущественно в сфере графики. Ее ранние графические работы, посвященные Москве, созданы во многом под влиянием творчества отца. Наталья Захарова принимала участие во многих союзных и международных выставках. Однако художница не захотела ограничивать себя только станковой графикой и в 1980-е годы обратилась к живописи, создала множество красочных натюрмортов и портретов русских красавиц.

В 2000-е годы стала заниматься иконописью и деревянной скульптурой, проявив живой интерес к религиозному искусству. В этой связи в ее творчестве последних десятилетий преобладают религиозные мотивы и сюжеты. «Захарова нашла своего рода пластическую нишу, в которой чувствует себя вполне комфортно, так как и в живописи, и в новой изобразительной ипостаси ее влечет магия проверенного веками образа», — пишет о ее творчестве В. Мейланд.

Анастасия Николаевна Захарова (1979) — самый младший представитель династии, внучка Гурия Захарова и Татьяны Соколовой, дочь Натальи Захаровой. С детства росла в творческой среде и училась рисованию в семье. В 1998 году окончила Московский Академический Художественный Лицей при Российской Академии Художеств, а после, как и мать, поступила в Московский Полиграфический институт, который окончила в 2003 году. С 2005 года является членом Московского Союза Художников и ВТОО «Союз художников России».

Художница реализует свой творческий потенциал в разных направлениях: пишет картины, создает иллюстрации, работает дизайнером разнообразных фестивалей и творческих проектов. В 2017 году вышла в свет книга М. В. Кириллова-Угрюмова «Красный Суп», где Анастасия Захарова выступила оформителем и иллюстратором. Персональные выставки художницы прошли в ГУ Московский Дом Национальностей (2004), Московском музее современного искусства («Пространство Игры Льюиса Кэрролла», 2006), ЦДХ (DOZE MODE, 2014). Особенно примечательна была ее выставка, прошедшая в залах ММСИ в 2006 году, на которой были представлены оригинальные цветные офорты к произведениям Льюиса Кэрролла, созданные в стилистике английского художника 1960-х годов Питера Макса, сотрудничавшего с легендарной группой Beatles («Норка белого кролика»).



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх