Персона недели: Владимир Сальников
ARTinvestment.RU 12 мая 2020
Он легко и уверенно следовал однажды принятой установке: «не быть и не стать абстрактным, просто калькулируемым, учтенным, сподручным, легко кодируемым»
Владимир Сальников (1948–2015) — персона очень известная, занявшая прочное место в истории современного искусства. Он известен не только как живописец, график, но и как теоретик современного искусства, критик, создатель ряда неординарных видеопроектов.
В своем творчестве он отстаивал право быть открытым и восприимчивым ко всему, что окружало его в жизни. Сальникова вдохновляли самые парадоксальные вещи, они становились предметом его исследования. По словам художника Богдана Мамонова, он «создавал проекты, которые менялись и развивались во времени. Вся жизнь его была проектом». А Леонид Бажанов считает, что Сальников был «неудобный художник», который рушил все привычные представления о мире, чувствуя его абсурдность и делая все, чтобы это почувствовали другие.
Владимир Александрович Сальников родился в 1948 году в Чите. Его отец был военным юристом, и семья часто переезжала: Китай, Хабаровск, Москва, Ростов, Тбилиси, Екатеринбург, Оренбург. Будущий художник позже вспоминал, что изостудии посещал с детства, а с современным искусством впервые столкнулся в Оренбурге, изучая работы американских абстракционистов в журнале «Америка».
После переезда в Москву, в 1966–1971 годах Сальников учился на графическом факультете Московского полиграфического института (ныне Академии печати) у замечательного графика Андрея Гончарова. «Это была эпоха судорожного художественного авангардизма, сопровождавшего бунты на Западе и в третьем мире, — позже писал художник. — Самым чувствительным оказалось искусство молодежное и неофициальное. Студентами мы писали абстрактные сюрреалистические композиции, делали дадаистические коллажи. И старательно изучали академизм. Почему, собственно, эти чуждые веянья так восхищали нас и служили образцами для подражания? Скорее всего, причина в затхлой культурной атмосфере сталинизма. Она, так или иначе, сохранялась вплоть до распада СССР, в какой-то мере жива и сегодня. Для нашего поколения эта атмосфера, ограниченность инициативы были препятствием, символическое преодоление которого было самым легким выходом».
Окончив институт, Сальников остался преподавать на своем факультете, и проработал там десять лет, до 1982 года. Одновременно с преподаванием работал иллюстратором в московских издательствах. Книги позволяли вступать в диалог с авторами, экспериментировать с графическими техниками. «…Все новации в официальном искусстве сначала возникали в иллюстрации, поэтому чистые художники, живописцы и т. п. специально ходили на выставки московских книжников за новинками. Дело это оказалось трудным. Я не мог себе позволить халтурить, как старшие коллеги. Свою конкурентоспособность приходилось доказывать качеством. К тому же от картинок шестидесятнического модернизма меня тошнило. Я был носителем другого вкуса, иного духа времени — семидесятничества. Свой базовый художественный опыт — сюрреалистический — я приобрел во второй половине 60-х. Я увлекся поп-артом, который открыл мне другую реальность».
В 1980-х Сальников продолжал экспериментировать с художественными формами, увлекся темой уникальности и языка человеческого тела, что стало объектом исследования на долгое время. Это подтверждают проекты: «Художник и модель» (1980–2000-е), созданный в сотрудничестве с писателем Ольгой Ковалик, серия работ «100 изображений женщины», «Художник и критик», «Остролистовый лес» и цикл работ «10 000 левых женских ушей», над которым художник работал несколько лет. «Многие годы я старательно штудировал обнаженную модель. … Со временем в моих штудиях стала появляться художественность. Я сделал несколько серий на бумаге, сочетая натурные и абстрактные композиции. Потом решил писать “100 портретов женщин”. … Но на лицах моделей, дам образованных и интеллигентных, я не нашел личности. И решил поискать личность на теле. По моим наблюдениям, женские тела чаще всего были куда оригинальней и индивидуальней лиц хозяек. Кроме того, в женском теле меня интересовали не соответствие идеалу, а отличия».
Главным человеком в жизни художника была его жена Нина Котёл, с которой они прожили 35 лет. Их называли «неразлучники», а квартира на Палихе, по воспоминаниям знакомых, была центром интеллектуальных споров, местом общения друзей, художников, поэтов, искусствоведов. Наталья Назарова создала глубоко личный фильм-посвящение о жизни, творчестве и любви этих двух художников, который называется «ВоваНина» и опровергает теорию, «что художник не может любить художника». Они не были похожи друг на друга в творчестве, но их совместная жизнь стала непрерывным диалогом двух ярких личностей.
В 1990-х Сальников неожиданно обратился к видеоарту, создал ряд концептуальных проектов, самым известным из которых стал «Спасение пространств». Художник отвечал на вопросы зрителей в режиме реального времени с экрана телевизора. Он выступал в роли своеобразного телевизионного проповедника. По словам автора,это была смесь постулатов восточных культов, психоанализа и философии.
Заметную часть творческого наследия Сальникова составляют его искусствоведческие работы — статьи, многочисленные рецензии на выставки, сборник статей «Пикассо о нас не слышал» и др. Он входил в редакционный совет «Художественного журнала», публиковал свои критические статьи в таких изданиях, как «Артхроника», «Культура», «Завтра» и др. «В его текстах сочетается точка зрения свидетеля событий и их углубленный искусствоведческий анализ».
В 2018 в ММСИ состоялся ретроспективный показ творчества Сальникова. Эта выставка явилась большим культурным событием, вызвала огромный интерес и профессионалов, и самой широкой общественности. Экспозиция была построена по разделам, сформированным по тематике и задачам, которые ставил перед собой художник. Это такие циклы как «Порождение рисунка», «Художник и модель», «Пространство картины», «Спасение пространств». Выставка отразила масштаб личности художника и показала его творчество во всем многообразии.
Работы Сальникова находятся в отечественных и зарубежных музеях, в частных коллекциях России, Польши, Чехии, Люксембурга и Швейцарии.
Источники: vk.com, cultobzor.ru, cultobzor.ru, drawing-museum.org
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200512_salnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200512_salnikov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн