



Персона недели: Владимир Сальников
ARTinvestment.RU 12 мая 2020
Он легко и уверенно следовал однажды принятой установке: «не быть и не стать абстрактным, просто калькулируемым, учтенным, сподручным, легко кодируемым»
Владимир Сальников (1948–2015) — персона очень известная, занявшая прочное место в истории современного искусства. Он известен не только как живописец, график, но и как теоретик современного искусства, критик, создатель ряда неординарных видеопроектов.
В своем творчестве он отстаивал право быть открытым и восприимчивым ко всему, что окружало его в жизни. Сальникова вдохновляли самые парадоксальные вещи, они становились предметом его исследования. По словам художника Богдана Мамонова, он «создавал проекты, которые менялись и развивались во времени. Вся жизнь его была проектом». А Леонид Бажанов считает, что Сальников был «неудобный художник», который рушил все привычные представления о мире, чувствуя его абсурдность и делая все, чтобы это почувствовали другие.
Владимир Александрович Сальников родился в 1948 году в Чите. Его отец был военным юристом, и семья часто переезжала: Китай, Хабаровск, Москва, Ростов, Тбилиси, Екатеринбург, Оренбург. Будущий художник позже вспоминал, что изостудии посещал с детства, а с современным искусством впервые столкнулся в Оренбурге, изучая работы американских абстракционистов в журнале «Америка».
После переезда в Москву, в 1966–1971 годах Сальников учился на графическом факультете Московского полиграфического института (ныне Академии печати) у замечательного графика Андрея Гончарова. «Это была эпоха судорожного художественного авангардизма, сопровождавшего бунты на Западе и в третьем мире, — позже писал художник. — Самым чувствительным оказалось искусство молодежное и неофициальное. Студентами мы писали абстрактные сюрреалистические композиции, делали дадаистические коллажи. И старательно изучали академизм. Почему, собственно, эти чуждые веянья так восхищали нас и служили образцами для подражания? Скорее всего, причина в затхлой культурной атмосфере сталинизма. Она, так или иначе, сохранялась вплоть до распада СССР, в какой-то мере жива и сегодня. Для нашего поколения эта атмосфера, ограниченность инициативы были препятствием, символическое преодоление которого было самым легким выходом».
Окончив институт, Сальников остался преподавать на своем факультете, и проработал там десять лет, до 1982 года. Одновременно с преподаванием работал иллюстратором в московских издательствах. Книги позволяли вступать в диалог с авторами, экспериментировать с графическими техниками. «…Все новации в официальном искусстве сначала возникали в иллюстрации, поэтому чистые художники, живописцы и т. п. специально ходили на выставки московских книжников за новинками. Дело это оказалось трудным. Я не мог себе позволить халтурить, как старшие коллеги. Свою конкурентоспособность приходилось доказывать качеством. К тому же от картинок шестидесятнического модернизма меня тошнило. Я был носителем другого вкуса, иного духа времени — семидесятничества. Свой базовый художественный опыт — сюрреалистический — я приобрел во второй половине 60-х. Я увлекся поп-артом, который открыл мне другую реальность».
В 1980-х Сальников продолжал экспериментировать с художественными формами, увлекся темой уникальности и языка человеческого тела, что стало объектом исследования на долгое время. Это подтверждают проекты: «Художник и модель» (1980–2000-е), созданный в сотрудничестве с писателем Ольгой Ковалик, серия работ «100 изображений женщины», «Художник и критик», «Остролистовый лес» и цикл работ «10 000 левых женских ушей», над которым художник работал несколько лет. «Многие годы я старательно штудировал обнаженную модель. … Со временем в моих штудиях стала появляться художественность. Я сделал несколько серий на бумаге, сочетая натурные и абстрактные композиции. Потом решил писать “100 портретов женщин”. … Но на лицах моделей, дам образованных и интеллигентных, я не нашел личности. И решил поискать личность на теле. По моим наблюдениям, женские тела чаще всего были куда оригинальней и индивидуальней лиц хозяек. Кроме того, в женском теле меня интересовали не соответствие идеалу, а отличия».
Главным человеком в жизни художника была его жена Нина Котёл, с которой они прожили 35 лет. Их называли «неразлучники», а квартира на Палихе, по воспоминаниям знакомых, была центром интеллектуальных споров, местом общения друзей, художников, поэтов, искусствоведов. Наталья Назарова создала глубоко личный фильм-посвящение о жизни, творчестве и любви этих двух художников, который называется «ВоваНина» и опровергает теорию, «что художник не может любить художника». Они не были похожи друг на друга в творчестве, но их совместная жизнь стала непрерывным диалогом двух ярких личностей.
В 1990-х Сальников неожиданно обратился к видеоарту, создал ряд концептуальных проектов, самым известным из которых стал «Спасение пространств». Художник отвечал на вопросы зрителей в режиме реального времени с экрана телевизора. Он выступал в роли своеобразного телевизионного проповедника. По словам автора,это была смесь постулатов восточных культов, психоанализа и философии.
Заметную часть творческого наследия Сальникова составляют его искусствоведческие работы — статьи, многочисленные рецензии на выставки, сборник статей «Пикассо о нас не слышал» и др. Он входил в редакционный совет «Художественного журнала», публиковал свои критические статьи в таких изданиях, как «Артхроника», «Культура», «Завтра» и др. «В его текстах сочетается точка зрения свидетеля событий и их углубленный искусствоведческий анализ».
В 2018 в ММСИ состоялся ретроспективный показ творчества Сальникова. Эта выставка явилась большим культурным событием, вызвала огромный интерес и профессионалов, и самой широкой общественности. Экспозиция была построена по разделам, сформированным по тематике и задачам, которые ставил перед собой художник. Это такие циклы как «Порождение рисунка», «Художник и модель», «Пространство картины», «Спасение пространств». Выставка отразила масштаб личности художника и показала его творчество во всем многообразии.
Работы Сальникова находятся в отечественных и зарубежных музеях, в частных коллекциях России, Польши, Чехии, Люксембурга и Швейцарии.
Источники: vk.com, cultobzor.ru, cultobzor.ru, drawing-museum.org
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200512_salnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200512_salnikov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 12.04.2021 Французские галеристы подали в суд на правительство из-за карантинных ограничений Арт-дилеры Франции недовольны тем, что вынуждены были закрыть свои двери на месяц карантина, в то время как аукционным домам правительство разрешило продолжить работу
- 09.04.2021 В Испании остановили продажу предполагаемой работы Караваджо Картину Ecce homо хотели продать за €1,5 тысячи как работу Хосе де Рибера, но продажу остановили: эксперты предполагают авторство Караваджо
- 09.04.2021 Цены на рынке NFT искусства за пару месяцев упали на 70 % Средняя цена за произведение искусства, являющееся невзаимозаменяемым токеном, с середины февраля снизилась с $4 тысяч до $1,4 тысячи
- 08.04.2021 Почему «Спаситель мира» не приехал на выставку Леонардо в Лувр два года назад? Согласно новому документальному фильму, Лувр отказался экспонировать «Спасителя мира» как бесспорную работу Леонардо да Винчи
- 08.04.2021 Фаберже выпустит юбилейное яйцо к 10-летию сериала «Игра престолов» Уникальное ювелирное изделие оценивается в $2,2 млн
- 09.04.2021 Итоги AI аукциона № 374 Суммарная выручка превысила 3,8 миллиона рублей
- 05.04.2021 Видеоигра про Супер Марио была продана за рекордные $660 тысяч Мировой аукционный рекорд для видеоигр установила нераспечатанная копия игры Super Mario Bros. 1986 года, пролежавшая в письменном столе последние 35 лет
- 02.04.2021 Итоги AI аукциона № 373 Суммарная выручка составила 4,78 миллиона рублей
- 26.03.2021 Картину Ван Гога продали за $15,4 млн Работа Ван Гога «Уличная сцена на Монмартре» стала топ-лотом аукциона импрессионистов и модернистов Sotheby’s в Париже
- 26.03.2021 Итоги AI аукциона № 372 Суммарная выручка превысила 4 миллиона рублей
- 09.04.2021 СКОРО В ПРОДАЖЕ: Арт-рынки, агенты и коллекционеры Ретроспектива зарождения и развития рынка искусства и культуры коллекционирования в Европе и США
- 06.04.2021 Мнение. Рынок NFT-арта: Мэй и Мозес возвращаются? Чего не хватает рынку криптоискусства, чтобы его можно было рассматривать в качестве сферы осознанных инвестиций
- 31.03.2021 Литература: The Black Market: A guide to art collecting Актуальная книга 2020 года, рассказывающая о возможностях и стратегиях коллекционирования искусства темнокожих художников
- 30.03.2021 Отчет Art Basel & UBS 2021: арт-ярмарки AI изучает показатели продаж на ярмарках искусства в 2020 году
- 29.03.2021 Открыт 59-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Сергея Базилева, Даши Делоне, Юлии Малининой, Pata, Андрея Мунца, Николая Переднего, Романа Рахматулина, Андрея Туканова, Марии Шалито, Татьяны Ян
- 12.04.2021 «Супрематическое предвидение»: выставка Нади Леже в Кремле В Музеях Московского Кремля открылась выставка ювелирных украшений и рисунков Нади Леже (1904–1982), созданных под впечатлением полета в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года
- 07.04.2021 Не живопись: фарфор и текстиль модернистских художников на выставке в Пушкинском музее В ГМИИ им. А. С. Пушкина готовят к открытию выставку около 70 произведений художественного фарфора и текстиля, созданных знаменитыми мастерами ХХ века — Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже и др.
- 31.03.2021 В Бахрушинском музее открывается выставка «Полёт как мечта» Новая выставка расскажет о феномене полёта, мечтах о преодолении гравитации через работы Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова, Владимира Стерлигова, Андрея Гросицкого, Эдуарда Штейнберга и многих других
- 26.03.2021 В музее «Гараж» сегодня открываются три выставки Это выставка медиахудожника Давида Кларбаута, проект о нереализованных выставках «Настоящее время, несовершенный вид» и групповая выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»
- 22.03.2021 Выставка гравюр Альберхта Дюрера откроется в Историческом музее Проект «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» представит более 120 гравюр немецкого мастера
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн