Персона недели: Игорь Неживой — поэт и художник, обитатель сквотов и немного романтик
Игорь Неживой устремился к искусству на закате советской эпохи и создал яркий самобытный мир, антагонистичный тогдашней реальности. Обращаясь к стилевым поискам начала ХХ века, от импрессионизма до авангарда, он смело оперирует их находками
Игорь Неживой не имел профессионального художественного образования, в искусство его привела поэзия, точнее, его друг — поэт, музыкант и философ Терентий Травник (Игорь Аркадьевич Алексеев). С 1987 года Игорь Неживой был частым гостем у Травника. Однажды Терентий подарил Игорю две свои картины, а некоторое время спустя уже Игорь написал свое первое полотно и подарил Терентию и его супруге Оксане. Это был семейный портрет и писался он с натуры («Терентий Травник и Оксана». 1988). Портрет решен в экспрессивной манере, образы предельно обобщены, но в тоже время узнаваемы. Двадцатилетний начинающий художник уловил и передал образ высокой духовности, увиденный через призму жизни и творчества своего друга. Позже Терентий иллюстрировал книгу стихов Неживого, авторский экземпляр которой хранится в архиве Травника.
В 1988 году Неживой знакомится с Андреем Карповым, становится учеником его школы неопримитивизма. Неживой называл Андрея Карпова своим учителем и наставником, творчество которого благодарная пресса окрестила «интеллектуальным наивом», отдавая должное юмору и теплоте в его многофигурных композициях.
После знакомства с Карповым Неживой начал работать в сквоте в Фурманном переулке в Москве, там и состоялась вскоре его первая выставка. Сквот в выселенном доме Министерства обороны в Фурманном переулке существовал с 1987-го по 1991 год. Это было особое место, «неофициальный» адрес русского искусства восьмидесятых. Здесь обитали Юрий Альберт, Свен Гундлах, Вадим Захаров, Константин Звездочетов, братья Владимир и Сергей Мироненко и Андрей Филиппов. Были и последователи московского концептуализма, сформировавшиеся под влиянием Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Андрея Монастырского и др. И конечно, находясь в этой творческой и тусовочной атмосфере, Неживой «впитывал» все тонкости ее бытия…
Таким образом, можно сказать, что живопись, творчество и популярность ворвались в жизнь Игоря Неживого в конце 1980-х, тогда он был участником знаменитых сквотов и именно в то время родился его авторский, завораживающий и волнующий своей искренностью наивный стиль.
То или иное событие Игорь Неживой изображает по памяти, по ярко возникшему чувству, не опираясь на логику знаний. Он конструирует сюжетное повествование, воссоздавая реальность, но стараясь повторить пространственные планы. Таким вот образом он построил собственный художественный мир — яркий, самобытный, с непривычными для профессионалов изобразительными структурами и сюжетами. Пространство в нем — как декоративная плоскость, на которой размещаются предметы, персонажи, образы в фас и профиль, совмещаются различные углы зрения. Ярко рисуя своих героев, он смело оперирует формами и масштабами персонажей в пространстве картин: «Уличный цирк», «Настройщик рояля», «Утро прелата».
Исследователи наивного искусства выделяют несколько главных форм интерпретации пространства на плоскости картины: система ортогональных проекций, встречающаяся в настенных росписях Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии; параллельная перспектива характерная для живописи средневекового Китая и Японии и стран Востока; обратная перспектива в искусстве Византии и Древней Руси; прямая перспектива, выработанная в эпоху Возрождения — и каждая из них находит отклик в произведениях Неживого.
В конце 1990-х — начале 2000-х Неживой движется в сторону усложнения композиции, появляется больше деталей в картине, более тщательно прорабатывается фон полотен: из нейтрального он превращается в фантастический (например, замысловатые заросли «Агавы» или «Охота на бабочек с подвесного моста»). Появляется повествовательность. Сочетание цветов, их мажорный тон, передает настроение художника и заряжает оптимизмом. Его работы часто напоминают стоп-кадр, но внутри полотен жизнь не прекращается — напротив, она существует независимо от зрителя, который, словно в окно, заглядывает в необычный и завораживающий мир автора («Цветочный рынок»). Вероятно, здесь можно увидеть влияние импрессионизма, но иллюзия вибрирующей, подвижной поверхности холста, не становится самоцелью — это, скорее, форма.
В 2014 состоялась выставка «Дефрагментация пространства» (Москва, D.E.V.E. Gallery), раскрывшая художника совершенно с другой стороны: он всерьез увлекся кубизмом и абстракцией, полюбил строгие геометрические формы. Несмотря на скупость изобразительных приемов, образ в работе «Прибытие поезда» сложился совершенно четко. Холодная строгость линейной перспективы противопоставлена мощи и силе миниатюрного паровозика в центре полотна. Зритель ощущает энергию этого маленького механизма, который, кажется, с неистовой силой «выдыхая» шарообразные массивные клубы дыма, несется к краю картины.
В работах начала 2010-х больше подчеркнутой декоративности. Композиции построены на синтезе цветовых плоскостей, которые покрывают всею поверхность, но основной рисунок никогда не теряется за их ритмом («Сирень», «Линза»).
Игорь Неживой, безусловно, художник яркой индивидуальности, работы которого заняли достойное место во многих коллекциях по всему миру: в России, Австралии, Италии, Марокко, США, Великобритании, Франции и др.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200303_nezhivoy_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200303_nezhivoy_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.