Персона недели: Александр Савко – Пост-ирония в искусстве
Запретный плод сладок и всегда притягивает к себе внимание, как и картины Александра Савко, бессменного участника современной арт-сцены, урожайное полотно которого представлено на кураторском аукционе «XXI век»
Современная нам система социальных связей и ценностей с каждым днем все больше отличается от той, что имела место в 1990-х — начале 2000-х. В области культуры и искусства в 1990-х произошло взрывное расширение границ пространства. Появились новые направления, экстремального характера инсталляции, напоминавшие живописные или скульптурные свалки, претенциозные перформансы, скандальные публичные акции. Они быстро утвердили новую эстетику наступившей свободы.
Это была эпоха, когда всяческого рода скрепы и моральные границы пошатнулись. Оставшийся наедине с собой человек вдруг осознал свою субъектность. Произведения Владислава Мамышева-Монро, Комара и Меламида, Михаила Рогинского, Виктора Пивоварова, Игоря Макаревича, Тимура Новикова, Беллы Матвеевой, Ольги Тобрелутс, Марины Колдобской, Гиппер-Пуппера и многих других воскрешают в памяти картину лихого абсурда тех лет.
В этой же плеяде занимает особое место творчество Александра Савко. Его стиль сложно охарактеризовать одним словом, он выражал и выражает себя в разной жанровой стилистике: поп-арт, сюрреализм, классицизм… Если ранние его работы можно было назвать абстрактно-пост-модернистскими, то со временем основным приемом стала ирония, порой переходящая в сарказм.
После проведения в Германии выставки «Heile, heile Welt» берлинская галерея Паулы Беттчер сделала проект на ярмарке «Арт-Москва-2003», где опять же представила нам нашего художника. Триптих «Герника-2» был приобретен в коллекцию Московского музея современного искусства. И вот уже, как грибы после дождя, посыпались персональные проекты Александра Савко в России, многие галереи с удовольствием принимают мастера в своих стенах.
Серии его работ — «Новые русские сказки», «Путешествие Микки Мауса по истории искусства», «Русская Венера» и другие — действительно отличаются юмором, глубиной знания предметной области и яркостью образа. Савко старается привлечь зрителя изяществом высказывания. Здесь важен не столько смысл, сколько форма подачи.
Основной художественный прием, которым пользуется автор, — помещение персонажей массовой культуры (мультяшных и медиа-персонажей) в иную среду, эстетическую, временную, стилистическую. Как говорит сам художник: «Это эксперимент, это страшно интересно, когда ты каких-то героев помещаешь в совершенно не характерную для них ситуацию. Тебе самому неизвестно, как они будут себя вести, как они вживую будут сочетаться с другим интерьером, с другим контекстом, приемлемы ли они друг для друга» (источник: cultobzor.ru).
Но тут встает важный моральный вопрос: есть ли границы у иронии? Допустима ли ирония и сарказм в сюжетах и сценах, которые могут затронуть чьи-то чувства, воспоминания? Ведь мало кому в здравом уме придет в голову смеяться на похоронах или в действующем храме… Можем ли мы оставлять за художником право иронизировать над ценностями, защищаемыми общественной моралью?
Как считает сам художник, «Искусство — это не та сфера, где должна где-то пройти красная черта. …в искусстве я не вижу границ, которые якобы художник не должен пересекать» (источник: cultobzor.ru). Довольно спорное утверждение в свете усиления патерналистской роли государства в современной России. В конце концов, свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого…
Где грань между оскорблением и художественным высказыванием, между искусством и провокацией? Наверное, каждый из нас проводит её по-своему.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200211_savko.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200211_savko.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.