Art Investment

Художники и цены

Униженные и оскорбленные: правда об NFT. Часть 2

Продолжение. Начало читайте здесь.

Наблюдая за событиями начала 2020-х из 2024 года, перечислить основные факторы зарождения NFT-бума достаточно просто: кто-то проговорился, кто-то проворовался, а кто-то подтверждает подозрения таинственным молчанием. Для полноты картины важно понимать следующее: от своего появления до всемирной известности технология NFT пролежала никому не нужной без малого три года! Что же помогло ей однажды «проснуться знаменитой»?

1. Новый цикл роста капитализации криптовалют

Осенью 2020 года на руках у молодых людей возрастом до сорока лет в одночасье оказалось денег больше, чем они могли представить. Кто-то покупал биткойн в 2010-х сознательно, кто-то — бессознательно, с некоторыми расплачивались криптовалютами, когда их стоимость была в сотни раз ниже, — все они стали долларовыми миллионерами (а некоторые — миллиардерами). Спонтанность заработка шла рука об руку с двумя поведенческими особенностями: одни миллионеры стали деньги бездумно тратить, другие — постарались их сохранить. С первыми понятно; но во что быстро обратить биткойны (или другие криптовалюты) на случай нового обвала рынка? Недвижимость редка, легализация — пока еще ненадежна и влечет налоговые последствия… И «вдруг» появляются NFT.

2. Локализация крупных коллекций NFT у нескольких сотен владельцев

Помните про «бездумное» раздаривание цифровых активов маркетплейсами для удержания посетителей? Осенью 2020 года ситуация развернулась на 180 градусов. В соцсетях распространялись хроники вычурно красивой жизни первых коллекционеров, получивших желаемые NFT по бросовым ценам. И маркетплейсы уже не цеплялись за клиентов, а всеми силами старались не обрушиться под волной начинающих покупателей, желающих приобщиться к этому празднику жизни. Получилось не у всех: им по бросовым ценам уже ничего не досталось, и они покупали по рыночным.

3. Отказ Поколения Z от ценностей родителей-коллекционеров

Среди тех, кому посчастливилось заработать на росте рынка криптовалют, оказались не только криптомиллениалы (1980–1996 года рождения), но и представители самого молодого из платежеспособных поколений — так называемые GenZ. Мальчишки и девчонки в возрасте от 18 до 24 лет, начитавшись в СМИ (и наслушавшись от родителей) высокопарных речей о «классическом» арт-рынке, в духе юного бунтарства решили создать собственную систему ценностей — со своими кумирами, ценообразованием, разделением на «искусство» и «все остальное». «Не пускаете нас в стоптанных кедах по студенческому билету на Art Basel? Получите! Теперь у нас есть свой мир, не в пример вашему. И решает все — коллективное бессознательное, то есть криптосообщество». Таким образом, вина за стремительное распространение NFT-эйфории в известной степени лежит и на арт-рынке.

4. Желание блокчейна Ethereum бросить вызов биткойну

Мы не случайно ранее задались вопросом — почему технология NFT в течение трех лет была забыта, но вдруг резко стала востребована. У каждого процесса всегда найдется выгодоприобретатель, и в данном случае он очевиден: это блокчейн Ethereum. Не углубляясь в техно-экономические дебри, опишем ситуацию так: блокчейн Ethereum и связанная с ним криптовалюта Ether (в обиходе — «эфир») к 2020 году находились в серьезной зависимости от «большого брата» в лице биткойна. А все потому, что криптоинвесторы и спекулянты предпочитали торговать ими в паре. Сравнение будет неточным, но представьте, что аукционы продают живопись и в придачу к ней — обязательный эскиз. При этом рынок судит о стоимости живописи по общей вырученной сумме, а эскиз всерьез не рассматривает. В данном случае эскиз, то есть Ether, решил оторваться и организовать самостоятельные торги! И нашел для этого идеальный формат — предоставив свой блокчейн (более удобный, чем блокчейн биткойна) для продажи NFT. А чтобы закрепить успех, провернул через себя несколько громких сделок, чтобы стать блокчейном № 1 для цифрового искусства. В результате рост «эфира» в определенный момент в 2021 году стал пропорционально выше относительно роста биткойна. В цифрах это — быстрый заработок в несколько сотен миллиардов долларов для тех, кто контролирует основные запасы «эфира». Чем не мотив — спровоцировать рост интереса к NFT со стороны Ethereum (и его инвесторов) на фоне роста криптовалют?

5. Скрытые мотивы

Пятый пункт оставим под «явную конспирологию». Созданная братьями Уинклвосс криптобиржа Gemini в 2019 году выкупила NFT-маркетплейс Nifty Gateway за $91 млн (при обороте всего рынка в $25 млн!) — следовательно, что-то планировали. Подзамерзшая на классическом арт-рынке Acquavella Galleries в 2020 году неожиданно инвестировала в NFT-маркетплейс Foundation App — следовательно, к чему-то готовилась. Илон Маск в течение 2021 года неоднократно разгонял интерес к NFT своими сообщениями в соцсети, которую впоследствии и приобрел, — следовательно, чего-то добивался. Другой вопрос: все действовали вразнобой или сообща?

С шестым предположением — NFT придуманы для легализации преступных доходов — распрощаемся сразу. (Это сродни версии, что аукционы были созданы художниками для спекулятивного повышения цен на свои работы.) Порой используются — не без этого. Но чтобы именно придуманы — решительно нет.

Однако даже пять перечисленных факторов не сработали бы, не будь для них возделана благодатная почва. К 2021 году объем «креативной» экономики (искусство, мода, музыка, кино, игровой мир и др.) вырос до $2,3 трлн. Примерно равную цифру — $2,2 трлн — составила капитализация всех криптовалют. «Креативная» часть состояла из 4,5 млн компаний, 1,3 млн художников и дизайнеров и 500 % увеличения онлайн-продаж за последние годы. «Криптовселенная» в 2020 году в ответ могла похвастаться ростом на 200 % количества активных электронных кошельков и $22 млрд инвестиций в инфраструктуру цифровых платежей. Другими словами, сошлись два равных по величине рынка: один был готов покупать не глядя, другой — так же не глядя массово производить.

В этот момент в спокойной заводи арт-рынка произошло землетрясение с последующим цунами. Кто-то (концов уже не найти) поспешил объявить все созданные NFT — искусством. Это было настолько же верно, как если бы мы назвали «искусством» билет в музей. Билет дает доступ к прекрасному, по его цене мы покупаем эмоции и знания, его дизайн утверждает директор самого музея; но это всего лишь билет — обслуживающий инструмент. Тем не менее в ряде серьезных ранее изданий появились статьи, где NFT-искусство выводилось в отдельное направление, параллельно (а не как часть) цифровому искусству. И ладно бы главной творческой особенностью NFT авторы выделили союз художника и программиста при его создании, но нет: NFT описывался как «совершенный формат взаимодействия с миром, прогрессивный способ мысли и новый стиль жизни». Молодежь на это клюнула — и понесла навстречу новому взаимодействию с миром свои старые сбережения.

Вот как выглядело распределение этих средств:

Таблица 1. Основные показатели рынка NFT всех категорий, 2019–2023*

Год 2019 2020 2021 2022 2023
Объем продаж, $ млн 24,5 82,5 17 695 24 211 9 200
Доля NFT, созданных художниками, от общего объема продаж, % 2 24 14 8 13
Количество продаж, млн шт. 1,6 1,4 27,4 25,0 16,5
Кол-во активных электронных кошельков, участвовавших в транзакциях, тыс. шт. 55,3 89,1 2 574 2 256 2 030
Средний срок владения NFT, дней 84 156 48 22 18
Средняя стоимость, $ 15 49 808 2 015 665

* — По данным Nonfungible.com, NFT18.com и Art Basel & UBS Report 2023, 2024.

Самое главное, что следует из этой таблицы: доля произведений цифрового искусства, графического дизайна и предметов коллекционирования, созданных профессиональными художниками и впоследствии проданных в формате NFT под общим названием «NFT-art», — мизерна и составляет 13 % в среднем за 5 лет с момента зарождения рынка. 52 % объема продаж всех NFT приходится на долю индустрии онлайн-игр, но там и предметы другие: мечи, артефакты да снадобья, развивающие виртуальных персонажей. Впрочем с 2021 года большинство игроманов тоже считают эти изображения искусством.

Заслуживают внимания и две последние строчки таблицы: средний срок владения и средняя стоимость всех NFT. Срок владения отвечает за ликвидность и спекуляцию, которые издавна следуют по рынку вместе. Так, в 2021 году из десяти приобретенных NFT восемь сразу же выставлялись на повторную продажу, и лишь два — изначально предполагались для долгосрочного владения (в этом с натяжкой проглядывается подход коллекционирования). Как видим, до сегодняшнего дня период владения в днях неумолимо сокращался. А как заставить купить ваш актив, если рынок в упадке? Правильно, снизить на него цену. Вот и средняя стоимость всех NFT, взлетев в денежном выражении в 16 раз между 2020 и 2021 годами, плавно опустилась в 3 раза между 2022-м и 2023-м.

Однако, вернемся в конец 2020 года — время начала NFT-эйфории. Поскольку целью данного материала не является исторический экскурс, мы ограничимся несколькими опорными вехами, которые помогут понять происходившее в 2021–2022 годах:

Биппл и эпохальная продажа на Christie’s

В феврале 2021 года в аукционном доме Christie’s состоялась самая крупная (на момент совершения) сделка с NFT: за $69 млн была продана работа цифрового художника Биппла (настоящее имя — Майк Винкельман). Детали сделки можно освежить в памяти здесь, а мы скажем главное: прецедент окончательно утвердил NFT в качестве культурного и экономического чуда, обратив в цифровую «веру» тысячи художников, решивших последовать успешному примеру американца. Сам Christie’s получил обычную комиссию покупателя, но главное — сотни контактов зарегистрировавшихся молодых участников аукциона, которым до конца 2021 года продал «обычного» искусства на полмиллиарда долларов!

Бренды

С конца 2021 года к игре с NFT присоединились ведущие коммерческие игроки, такие как Kering (Puma, Gucci, Balenciaga), LVMH (Louis Vuitton, Tiffany, TAG Heuer), Nike, Hermes и Audemars Peuget. Внимательный читатель вскользь отметит, что первые две компании принадлежат ведущим публичным коллекционерам современности — Франсуа Пино и Бернару Арно (последний также «благословил» своих художников на создание NFT-коллекций). Крупные бренды, словно по указке, разобрали между собой звездных персоналий и блогеров, сделав их носителями NFT-культуры, — так в мир NFT зашла молодежь, ранее не связанная с криптокультурой.

ArtTactic и Art Basel

Британская аналитическая компания ArtTactic весной 2021 года выпустила первый NFT-отчет, где очень осторожно высказалась насчет нового рынка — ни за, ни против, только голые факты и цифры. Отчет впоследствии был выпущен еще раз, а дальше уступил место NFT-разделу в главном информационном ресурсе — отчете от Art Basel & UBS, подхватившему знамя. Сама Art Basel опрометчиво пригласила блокчейн Tezos участвовать в ярмарке в Майами-Бич с полноценным галерейным павильоном. Опрометчиво — поскольку смотреть на «дорогие веселые картинки» сбежались коллекционеры из павильонов топ-галерей. В результате «Гагосян и Ко» нажаловались руководству «Базеля», и в 2022 году павильон NFT был определен на второй этаж, от греха и Джеффа Кунса подальше. Сработало лишь частично: посетители все равно нашли дорогу к NFT.

Стартапы и экосистема

Экосистемы для развития стартапов, выпускающих и торгующих NFT, были созданы крупнейшими блокчейнами (Tezos, Solana, Polygon) и криптобиржами (Binance, Uniswap). Стартапы привлекли инвестиционное внимание гигантов в лице Microsoft и Samsung. В июле 2022 года Christie's объявил о создании венчурного фонда для финансирования стартапов в области цифровых технологий. Всего за 2021–2022 год молодые компании, развивающие NFT-направление, привлекли чуть менее $4 млрд — 80 % всех денег, вложенных в техно-арт с 1988 года (появления Artnet)! Самыми громкими инвестициями стали вложения в маркетплейс OpenSea ($300 млн) и дизайн-студию Yuga Labs ($450 млн), выпускающую коллекцию NFT-обезьян Bored Apes Yacht Club. Недолго думая, Yuga Labs выкупила права на «криптопанков» за $150 млн и приготовилась к монополизации рынка.

Казалось бы, все было готово для победного шествия NFT. И тут грянули политические события 2022 года, повлекшие экономическую неопределенность и вскрывшие проблемы внутри криптосообщества, о которых не принято было говорить.

В завершении материала мы расскажем о кризисе конца 2022 года, неожиданном продолжении NFT-банкета в 2023-м, а также сделаем прогноз на его будущее меню и сервировку.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240503_nft2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240503_nft2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

РЕРИХ Святослав Николаевич (1904–1993) Залив и скалы. 1970-е (29,4 × 40,5 см в свету)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Прикуп. 2012 (70 × 70 см)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

ШУЛЬТЦЕ Иван Фёдорович (1874–1939) Река в горах. 1920–30-е (65 × 54 см)

Текущая ставка1500000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».