«Литфонд» 12 ноября. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   19 ноября 2015

Книги из частного собрания Л. Д. Гладыша составили один из самых сильных букинистических аукционных каталогов последнего времени. Участникам представили целый ряд редких и редчайших, музейного уровня, изданий

12 ноября в стенах одного из самых богемных мест Москвы, в Фарфоровом зале ресторана «Турандот» произошло, пожалуй, одно из главных событий как для российских букинистов, так и для отечественного аукционного рынка в целом: вторые букинистические торги аукционного дома «Литфонд».

На суд публики было представлено более трехсот лотов редких русских книг XVII — начала XX века из частной коллекции Льва Дмитриевича Гладыша, тщательно создававшейся на протяжении всей жизни собирателя. Не удивительно, что каталог аукциона показал одну из самых сильных букинистических аукционных подборок последнего времени. В частности, в него вошел целый ряд редких и редчайших, музейного уровня, изданий, в том числе экземпляр «Дьяволиады» Михаила Булгакова, с дарственной надписью знаменитой мхатовской актрисе, первой исполнительнице роли Елены в «Днях Турбиных» Вере Соколовой (лот 272), рукопись знаменитой статьи «Полтавские празднества», подготовленная Владимиром Галактионовичем Короленко в 1909 году (лот 164), первая книга М. Волошина «Стихотворения 1900–1910. Годы странствий» с дарственной надписью поэта А. Белому (лот 165) и конечно, топ-лот аукциона — один из нескольких сохранившихся в мире экземпляров первого издания, 1840 года, сборника «Кобзарь» Т. Шевченко (лот 62), выход которого в свое время стал значимым событием литературно-общественного и даже национального значения.

Настоящим праздником для библиофилов и коллекционеров стало то, что подобные издания вновь (а некоторые и впервые) попали на открытые аукционные торги. Однако организаторы аукциона сумели поднять само понятие книжного праздника на совершенно новый уровень, предоставив публике возможность перед самым началом действа насладиться талантом одного из лучших актеров и чтецов нашего времени — Александра Георгиевича Филиппенко, прочитавшего перед собравшимися фрагмент из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова.

Понятно, что событие подобного масштаба не могло не привлечь всех основных игроков московского и российского букинистического рынка. К началу аукциона в Фарфоровом зале ресторана «Турандот» был настоящий аншлаг — более шестидесяти участников; еще три с лишним десятка наблюдали за аукционом в режиме реального времени через Интернет. И это не считая многочисленных телефонных участников и, в аукционных терминах, заочных поручителей! Представьте себе, более сотни человек собралось, чтобы своими глазами увидеть происходящее и поучаствовать в борьбе за книги!

Итоги оказались под стать уровню каталога и организации процесса. Без малого за четыре часа торгов с молотка ушел 191 из 342 лотов, т.е. разобрали больше половины каталога. Результат по деньгам составил невообразимые 46,2 млн рублей, или 148,97 % от среднего эстимейта каталога. Торговались практически за все, ставки раз за разом взмывали в пять, шесть, а то и в десять раз выше старта. Удивительно, но в этот раз активность зала, интернета и телефонных участников практически сравнялась. Это видно и по результатам: залу и телефону в общей сложности досталось почти 80 % всего проданного, 75 и 74 лота соответственно. Интернет-игроки были не менее активны, но менее удачливы: им удалось одержать победу всего 29 раз, 13 раз выиграла заочная ставка (и поделом: в таких мероприятиях лучше участвовать лично).

В том, что ставки на торгах 12 ноября будут высокими, а за лоты будут бороться до последнего, мало кто сомневался. Но кажется, ход торгов порой превосходил самые смелые ожидания устроителей. Первой ласточкой грядущих рекордов стал торг уже за седьмой лот каталога — полный комплект иллюстрированного «Исторического и топографического описания первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных ея планов» 1796 года издания. При эстимейте в 40 000–42 000 рублей, лот стартовал сразу со 120 000 рублей заочной ставки. Однако эта сумма не остудила желания двух участников в зале и пары игроков на телефонах побороться за обладание редкой книгой. В несколько десятков шагов цена лота увеличилась в четыре раза (и в 12 раз относительно нижней границы эстимейта!), и лот за 480 000 рублей ушел в зал. Не разочаровал собравшихся и следующий розыгрыш. Четырехтомное «Образование древних народов…» Мишеля Франсуа Дандре-Бардона 1795–1796 годов издания (лот 8) стал первой (но далеко не единственной) миллионной покупкой вечера. Со старта в 550 000 рублей, в борьбе трех участников в зале и телефонного биддера, это редкое издание досталось последнему за 1 100 000 рублей.

Самой же дорогой книгой, проданной на втором аукционе «Литфонда» (а заодно и вообще в России в этом году), стал сборник «Кобзарь» Тараса Шевченко, изданный в Санкт-Петербурге, в типографии Фишера, в 1840 году (лот 62). Некоторые исследователи называют первого «Кобзаря» «библией украинского народа», заложившей истоки современной украинской литературы; в том числе и поэтому для многих библиофилов эта книга — предмет подлинного собирательского вожделения. Словом, борьба за лот, первоначальная оценка которого составила 2,5–2,6 млн рублей, была вполне ожидаемой. В сражение, помимо заочного участника, стартовавшего с 2,6 млн рублей, вступили два онлайн-игрока. Никто не удивился, когда промежуточная цена лота выросла в два раза. Напряжение в зале стало нарастать, пожалуй, в тот момент, когда ставки по 62-му лоту перевалили за 7 миллионов рублей, а участники, казалось, и не думали останавливаться. Когда объявили ставку в 10 млн рублей, в зале наступила почти полная тишина, прерываемая потрясенным шепотом о кризисе и о чём-то таком еще… Однако, судя по всему, кризис этот на интернет распространяется в меньшей степени: иное объяснение феноменальной ставке 11 млн рублей как-то сходу не придумывается. Наши поздравления — как новому обладателю «Кобзаря», так и сдатчикам книги и устроителям торгов! Это был один из самых впечатляющих розыгрышей на моей памяти!

К слову, на «Литфонде» 12 ноября продавался еще один экземпляр «Кобзаря» — третье издание, 1860 года, выпущенное в Санкт-Петербурге на деньги киевского сахарозаводчика Платона Семеренко (лот 97). Лот стартовал с гораздо более скромных, чем первая книга, 80 000 рублей, но финишировал очень хорошо, в шесть раз выше старта, за 480 000 рублей.

Второй результат дня и рекордный для участников в зале показала первая книга М. Волошина «Стихотворения 1900–1910. Годы странствий» с дарственной надписью поэта А. Белому (лот 165). За книгу схватились зал, интернет и телефон. В результате долгого, многошагового (с паузами «на подумать») торга цена издания взлетела более чем в 17 (!!!) раз: со старта в 120 000 рублей книга досталась победителю за 2 100 000 рублей. По сравнению с этим, согласитесь, даже торг со 100 000 до 900 000 рублей за сборник «Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачек» с иллюстрациями К. Зданевича, В. Бажбеук-Меликова, С. Валишевского, Н. Гончаровой, Ладо Гудиашвили и др. (лот 210) выглядит довольно скромно. А ведь таких результатов (о которых в иной ситуации мы писали бы, скорее всего, в превосходных степенях) было несколько!

Вечер в «Литфонде» оказался приятным, по-особому увлекательным и даже каким-то возвышенным. О книгах из каталога, о том, что происходило в зале, о том, что носилось в воздухе, можно рассказывать долго, но интернет-формат не располагает к долгим повествованиям. Поэтому коротко о том, что запомнилось больше всего. Так, по телефону самую высокую цену заплатили за музейного уровня экземпляр «Дьяволиады» М. А. Булгакова 1925 года с дарственной надписью актрисе Вере Соколовой: «Талантливому человеку Вере Сергеевне Соколовой // — Елизавете // — Елене // Михаил Булгаков // Москва 11 февраля 1926 // не читайте эту книгу — в ней нет хорошего ничего. В ней изуродованная бессильная сатира». Торг началсяс заочной ставки в 1 200 000 рублей, а молоток зафиксировал победные 1 400 000 рублей.

Еще одним миллионником стал полный комплект журнала «Золотое руно» за 1906–1909 годы (лот 155) — тридцать четыре номера, все в издательских обложках, девять номеров упакованы в пересылочные коробки с адресом и именем получателя. Стартовав с 350 000 рублей по заочной ставке, лот, в борьбе двух участников в зале и интернет-игрока, вырос в цене почти в четыре раза и ушел в зал за 1 200 000 рублей.

Поздравляем «Литфонд» с очередным впечатляющим результатом и желаем не сбавлять темпа! Напомним, что аукционный дом, один из немногих, занимается и благотворительной деятельностью: часть вырученных средств от аукциона 12 ноября перечислена в Фонд Святителя Василия Великого на образовательные программы. Более того, следующий аукцион «Литфонда», намеченный уже на 24 ноября, будет проведен в поддержку фонда помощи детям «Линия жизни».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20151119_litfund_itogi.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20151119_litfund_itogi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх