Art Investment

Художники и цены

Российский аукционный дом. 25 мая 2013. Краткие итоги

В начале июня в Лондоне традиционно проходит одна из двух ежегодных русских недель крупнейших мировых аукционов. Как правило, недели за две до нее, в конце мая проходит наша внутренняя большая аукционная неделя. Проходит, конечно, с учетом предстоящих за морем событий; и чем ближе они, тем труднее организаторам удержать внимание покупателей на собственных лотах.

25 мая Российский аукционный дом провел шестой аукцион антиквариата и предметов искусства.

Нельзя сказать, чтобы по составу авторов каталог был однороден, и это хорошо. В нем нашлось место и живописи выдающихся художников XIX — XX веков — К. Е. Маковского, В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, К. А. Сомова, Б. М. Кустодиева, и работам авторов, больше известных знатокам или настоящим любителям искусства, — С. А. Виноградова, А. И. Мещерского, А. И. Корзухина, А. А. Егорова и др. Словом, были имена, был ряд интересных вещей, был выбор.

К началу торгов в зале присутствовало около пяти десятков человек, готовых казалось, сразиться за многие из представленных в каталоге работ первых имен русского искусства. Однако, несмотря на такое солидное представительство участников в зале, большой активности никто особо не проявлял. Почему? Об этом поговорим ниже.

Из 137 выставленных на торги лотов был продан 41 (29,9 %), в зал ушло 11, и по 15 лотов забрали участники, оставившие заочные биды и торговавшиеся по телефону. Общая сумма, зафиксированная в зале, — 13 164 000 рублей (19,7 % от среднего эстимейта аукциона), это немного ниже среднего результата по живописи весенних торгов в России. Завершая разговор об общих результатах аукциона, стоит отметить, что большинство проданных работ во всех стрингах ушли либо по старту, либо в пределах эстимейта.

Аукцион открывался стрингом живописи и графики, который предсказуемо внес основной вклад в общий результат.

Самой дорогой работой в этот раз стал лот 16 — лиричный атмосферный пейзаж А. В. Гине «Берег Финского залива», ушедший в зал по старту в 4 500 000 рублей. По старту были проданы лот 12 — пейзаж В. Д. Сухова «У крыльца» (450 000 рублей), лот 39 — «Горный пейзаж с рекой» Г. Ф. Ярцева (240 000 рублей), лоты 58 и 59 — графика В. Сурикова и К. Сомова (90 000 и 75 000  рублей соответственно), цветная автолитография Ю. А. Васнецова (лот 78, 21 000 рублей), а также карандашный портрет Н. А. Бердяева работы К. Ф. Юона (за 210 000 рублей покупателю на телефоне).

Но не все лоты уходили без борьбы. Пожалуй, одна из самых упорных схваток состоялась за красивый «Крымский пейзаж» А. И. Мещерского (лот 17). Зал и телефон разыграли его в 6 шагов, с 900 000 до 1 500 000 рублей. В итоге картина досталась покупателю в зале. Он же в борьбе выиграл и лот 40 — «Крым» П. Н. Крылова, подняв цену картины до 320 000 рублей со стартовых 210 000. Чуть не дотянула до миллиона финальная цена за акварель с карандашом на бумаге руки К. С. Петров-Водкина «Комиссар». Покупатель на телефоне в противостоянии с залом получил ее за 950 000 рублей.

1 200 000 рублей принес устроителям раздел букинистики, в котором было продано 9 лотов, в основном по старту.

Декоративно-прикладное искусство и иконы особого энтузиазма не вызвали: в этих разделах продано в сумме 6 лотов.

Зато с большим вниманием присутствующие отнеслись к стрингу ювелирных украшений, завершавшему торги. 7 из десяти представленных в нем лотов нашли новых владельцев (торг шел в основном между телефоном и заочными ставками) и принесли в копилку общего результата аукциона еще 1 350 000 рублей.

Понятно, что все получилось не совсем так, как задумывалось. Так, к сожалению, остались без внимания со стороны потенциальных покупателей (но не публики — еще за несколько минут до начала торгов перед той же «Боярышней» К. Маковского стояло около десятка человек) многие достойные этого картины, определенные устроителями в топ-лоты.

Возможно, одной из причин этого стала приближающаяся лондонская неделя русских торгов, 3–5 (6) июня, когда крупнейшие мировые аукционные дома проводят грандиозные продажи русского искусства. И там вполне можно встретить полотна того же В. Д. Поленова из библейской серии или живописные произведения Н. А. Тархова из серии «Материнство» со вполне сопоставимыми эстимейтами. И очевидно, что для провенанса картины при прочих равных условиях предпочтительнее иметь в истории продаж Sotheby’s или Christie’s, чем внутренние аукционы.

Интересная ситуация сложилась с «Боярышней» К. Маковского (лот 42). Давайте попробуем объяснить отрицательный результат. Во-первых, на предстоящих лондонских торгах будет представлено не менее четырех женских портретов этого художника с эстимейтом от 40 000 до 80 000 фунтов. Можно, конечно, возразить, что весь интерес именно в образе боярышни, что любой женский портрет для сравнения не подходит. Хорошо, тогда во-вторых: еще одна «Боярышня» Маковского, того же периода, техники и размера была продана почти ровно год назад, 28 мая 2012, аукционным домом Christie’s за 157 250 фунтов (примерно 7 900 000 рублей) при эстимейте 120 000–150 000 фунтов (те же 6 000 000–7 500 000 рублей по сегодняшнему курсу, что и в субботнем каталоге Российского аукционного дома). Похвально, что Российский аукционных дом ориентируется в своем ценообразовании на цены мирового рынка, однако, учитывая специфику продаж в России, правильнее было бы эстимейт сделать несколько пониже. По данным базы аукционных продаж AI, ранее аналогичные работы на ведущих аукционах Sotheby’s и Christie’s продавались по меньшим ценам. И упомянутая продажа на Christie’s год назад — единственная, когда «Боярышня» была выставлена с сопоставимым с РАДовской эстимейтом и продана с небольшим его превышением. Понятно, что выставлять у нас картину с эстимейтом на уровне рекордной для аналогичных работ продажи рискованно, поэтому нет ничего удивительного в том, что она осталась непроданной.

30 процентов проданных лотов с учетом нацеленности основных покупателей на лондонские события можно вполне считать положительным результатом. А на будущее хочется посоветовать: если есть желание быть причастным к русским торгам в Лондоне, то правильнее всего делать это именно в Лондоне, а не в России, что тоже непросто, потому что график торгов там достаточно плотный. Во всех других вариантах пересечение с основным событием полугодия влияет на исход внутреннего аукциона исключительно негативно, и, составляя график собственных торгов, это нужно обязательно понимать.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130528_rad.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130528_rad.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».