1900–1973
График, живописец.
Родился в семье священника, состоял в дальнем родстве с В. М. и А. М. Васнецовыми. Первоначальное художественное образование получил у А. И. Столбова в Вятке. В 1921 приехал в Петроград, поступил в Государственные свободные художественные мастерские (в том же году были переименованы во ВХУТЕМАС, в 1923 — во ВХУТЕИН). Учился у И. Э. Браза, К. С. Петрова-Водкина, Н. Э. Радлова. После окончания продолжил обучение в ГИНХУКе у К. С. Малевича. Пользовался советами М. В. Матюшина и В. В. Лебедева. В 1932–1934 занимался в аспирантуре Института живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств СССР.
Еще в бытность студентом ВХУТЕМСа (ВХУТЕИНа) начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, возглавляемым В. В. Лебедевым. В 1930-х выполнил иллюстрации к книгам «Болото» П. И. Криижа, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, «Пятьдесят поросят» К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого, сборнику народных сказок и песенок «Зайка», которые принесли ему известность в художественных кругах и репутацию одного из ведущих мастеров детской книги. Одновременно создавал станковые литографии, в которых варьировал те же сказочные мотивы, что и в иллюстрации.
В 1931 совместно с художником Н. И. Костровым совершил творческую поездку на Белое море.
В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Молотов (ныне Пермь), в 1943 переехал в Загорск (Сергиев Посад), работал главным художником Института игрушки. В военное и послевоенное время продолжал активно заниматься книжной графикой, в 1943 оформил «Английские народные песенки», в 1947 — «Кошкин дом» С. Я. Маршака, в 1948 — фольклорные сборники «Чудодейное колечко», «Небылицы в лицах». Среди наиболее известных поздних работ Васнецова — иллюстрации к книгам «Ладушки» (1964), «Радуга-дуга» (1969). В 1966 был удостоен звания «Народный художник РСФСР», в 1971 стал лауреатом Государственной премии СССР.
Параллельно с книжной и станковой графикой всю жизнь занимался живописью, хотя публично ее почти не показывал, опасаясь обвинений в «формализме».
Ретроспективная выставка произведений Васнецова прошла в 1979 в Государственном Русском музее.
Васнецов известен как иллюстратор детской книги, чьи работы еще при жизни были признаны классикой книжного искусства. Художник выработал собственный стиль в графике, в основе которого лежит взаимодействие профессионального искусства с народным: лубком, примитивом и так далее.
На формирование его живописной манеры большое влияние оказали занятия у Малевича и Матюшина. В свои картинах художник решал прежде всего формальные композиционные и колористические задачи. Его ранние живописные работы 1920-х — начала 1930-х, соединяющие элементы супрематизма и примитива, чрезвычайно редки.
Творчество Юрия Васнецова представлено в собраниях крупнейших российских музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе