Рынок современного искусства за год. Факты и цифры
ARTinvestment.RU   16 октября 2014

Приводим краткие выдержки из ежегодного обзора состояния рынка современного искусства от портала Artprice. Рассматривался период с июля 2013 по начало июля 2014

Портал Artprice подготовил свой ежегодный отчет о состоянии рынка современного искусства. Приводим краткие выдержки из него. Рассматривался период с 1 июля 2013 по 3 июля 2014. В расчет брались только аукционные продажи художников, родившихся после 1945 года. Поскольку отчет писался французским ресурсом, все цены даны в евро (и без учета комиссии Buyer’s Premium).

Период с июля 2013 до начала июля 2014 стал рекордным за всю историю рынка современного искусства во многих отношениях — по общему обороту, по ценовым индексам, результатам отдельных работ и выручке отдельных аукционов. Ценовой индекс художников, родившихся после 1945 года, превысил показатель 2007 года на 15 % и достиг своего исторического максимума. Был установлен абсолютный рекорд стоимости произведения современного (рожденного после 1945) и ныне живущего художника — 38,8 миллиона евро (58,4 миллиона долларов с учетом Buyer’s Premium) за скульптуру Джеффа Кунса «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)». А торги Christie’s 13 мая 2014 стали рекордными в сегменте послевоенного и современного искусства — выручка достигла 477 миллионов евро.

Целых 13 современных произведений превысили ценовую планку 10 миллионов евро. Для сравнения: в прошлом году таких работ было всего 4, а за всю историю рынка современного искусства дороже 10 миллионов евро проданы только 26 лотов (считай, половина из них — в прошлом году).

179 работ ушли с молотка дороже 1 миллиона евро. Это, кстати, еще один рекордный показатель, который к тому же на 61 % превысил аналогичную цифру прошлого года. За рассматриваемый период было установлено 3 663 персональных рекорда среди современных художников.

Всего же оборот рынка современного искусства за период с июля 2013 по 3 июля 2014 достиг 1,5 миллиарда евро. Это на 33 % больше, чем в прошлом году (в 2012/2013 рынок современного искусства впервые превысил миллиардную планку: оборот составил 1,126 миллиарда евро). А если сравнивать с показателями 10-летней давности, то оборот рынка контемпорари-арта за эти годы вырос на 1 078 %. На сегодняшний день сегмент контемпорари составляет 15 % мирового арт-рынка и уступает лишь сегментам модернизма и послевоенного искусства.

Сотня самых успешных современных художников по аукционному обороту за прошедшие 12 месяцев заработала около 1 миллиарда евро (т. е. две трети от всего оборота контемпорари-арта). Десятилетие назад топ-100 современных художников по аукционному обороту зарабатывали за год 102 миллиона евро, т. е. в десять раз меньше.

Самые успешные художники

Всего шесть художников в рассматриваемый период сумели перешагнуть восьмизначный ценовой порог на аукционах. В прошлом году 13 работ именно этих авторов ушли с молотка дороже 10 миллионов евро. Лидируют американцы Джефф Кунс, Жан-Мишель Баския и Кристофер Вул. Только одна эта троица ответственна за 10 из 13 восьмизначных результатов и 22 % от глобального оборота современного искусства. Причем если оборот от продажи работ Баскии за год не сильно изменился (остался примерно на том же уровне 162 миллиона евро), то обороты Кунса и Вула по сравнению с 2012/2013 годом выросли на 186 % и 142 % (до 115 и 61 миллиона евро) соответственно. По одному восьмизначному результату есть также у китайца Цзэн Фаньчжи, немца Мартина Киппенбергера и британца Питера Дойга. Что нового произошло на рынках работ этих звезд контемпорари за последний год?

Поскольку на рынке работ Жана-Мишеля Баскии все так же хорошо, как и в предыдущем году, мы перейдем сразу к Джеффу Кунсу. 2013/2014 год на рынке современного искусства можно с полным правом назвать годом триумфа «короля китча». Одной продажей оранжевой «Собаки из воздушных шаров» он стал автором самого дорогого произведения ныне живущего художника и самого дорогого произведения современного искусства. Кунс обогнал даже Баскию по количеству аукционных результатов свыше 20 миллионов евро: у Кунса их три, а у Баскии — только два (включая его самую дорогую работу «Затуманенные головы» за 48,8 миллиона долларов с учетом комиссии). В Музее Уитни в Нью-Йорке проходит грандиозная ретроспектива, охватывающая 35 лет творческой деятельности Кунса. В общем, Кунс сейчас в фаворе. Вторая его самая удачная продажа за минувший год — 15 миллионов евро за скульптуру «Треснувшее яйцо (Пурпур)».

Карьера американского художника Кристофера Вула стремительно пошла в гору несколько лет назад. Сначала была Венецианская биеннале 2011 года, в 2012-м прошла большая выставка в Париже, а зимой 2013/2014 Вулу устроили ретроспективу в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Как раз во время последней выставки на торги попала его работа «Апокалипсис сегодня». И купили ее за 17,5 миллиона евро (26,4 миллиона долларов с учетом комиссии), в три раза выше предыдущего рекорда художника. И дальше, как бы в подкрепление достигнутой ценовой планки, на майских торгах 2014 года картина Кристофера Вула «If you» («Если ты») была куплена за 15,2 миллиона евро (23,6 миллиона долларов с Buyer’s Premium).

Китаец Цзэн Фаньчжи лидирует среди ныне живущих художников Поднебесной. Его аукционный оборот за год составил 59,6 миллиона евро — всего пару миллионов не добрав до показателя Кристофера Вула. Первый миллион за свою работу Цзэн Фаньчжи заработал в Лондоне в 2007 году. Потом была рекордная продажа работы «Серия Маска. 1996. No. 6» — 5,4 миллиона евро. И наконец, в октябре 2013 года его масштабная работа «Тайная вечеря» из той же серии «Маски» была продана за рекордные для всего современного азиатского искусства 15,1 миллиона евро (23,3 миллиона долларов с учетом комиссии). Это 14-й лучший результат за всю историю рынка контемпорари — после семи работ Баскии, четырех работ Кунса и трех работ Кристофера Вула. Продажей «Тайной вечери» Цзэн Фаньчжи обогнал даже Дэмиена Херста с его «Сонной весной».

Прошлый год в истории рынка современного искусства также можно назвать хорошим и для рынка работ Мартина Киппенбергера. Художник умер от рака в 1997-м, когда ему было всего 44 года. При жизни его работы продавались примерно за 2–5 тысяч евро, что было совсем неплохо для относительно молодого художника. Уже после смерти появлению имени Киппенбергера среди «голубых фишек» контемпорари-рынка способствовали выставки на Венецианской биеннале в 2003-м и первая ретроспектива в 2006-м в Тейт. В 2013 году Киппенбергеру исполнилось бы 60. К этому несостоявшемуся юбилею кураторы приурочили выставку в Берлине. После закрытия выставки работы Киппенбергера на аукционах установили три рекорда. Самый внушительный из них — 11,9 миллиона евро за картину «Без названия» (18,6 миллиона долларов с учетом комиссии). Одна эта продажа позволила Киппенбергеру стать седьмым в топ-500 современных художников по аукционному обороту.

У британского художника Питера Дойга на сегодняшний день зафиксировано уже 28 аукционных результатов свыше 1 миллиона евро. Свой первый семизначный результат он заработал в 2006-м, после выставки «Триумф живописи» в галерее Саатчи. С тех пор его романтичные и загадочные полотна постоянно росли в цене. Самое дорогое на сегодняшний день — картина «Gasthof (Гостиный двор)», проданная 1 июля 2014 года за 10,9 миллиона евро (16,98 миллиона долларов с учетом комиссии). Одна только эта аукционная продажа равняется всему обороту современного искусства на арт-рынке Германии за целый год.

Структура рынка современного искусства (1 июля 2013 — 3 июля 2014)

Вид искусства

Живопись

Графика

Скульптура

Фото

Тиражная графика

Другое

Доля в глобальном аукционном обороте, %

60,4

19,2

14,6

4,1

0,9

0,8

США и Китай. Биполярность

Рынки современного искусства США и Китая в позапрошлом году (2012/2013) впервые сравняли свои силы, каждый заполучил по 33,7 % глобального аукционного оборота. В рассматриваемый период (июль 2013 — 3 июля 2014) арт-рынок Поднебесной впервые обошел Америку по объемам продаж контемпорари-арта: китайский аукционный оборот достиг 601 миллиона евро (40 %), а американский — 552 миллионов евро (38 %). У Китая есть некоторые преимущества перед США. В то время как в Штатах искусство топ-сегмента хорошо продается только в Нью-Йорке (годовой оборот 541 миллион евро), в Китае крупные сделки проводятся сразу в нескольких больших городах. Из десяти главных мировых аукционных площадок с самым высоким оборотом продаж контемпорари-арта шесть находятся на территории Китая. Это Пекин (оборот 299 миллионов евро), Гонконг (187 миллионов), Шанхай (40 миллионов), Гуанчжоу (21,6 миллиона), Нанкин (19 миллионов) и Ханчжоу (14,8 миллиона). Выручка от продаж контемпорари-арта в Поднебесной за год выросла на 42 %, да и общее количество лотов тоже увеличилось (на 33 %). Почти половину (47 позиций) в рейтинге Топ-100 современных художников по аукционному обороту занимают китайские авторы, в то время как американцев в этом рейтинге только 19 человек, британцев — 10, а немцев — 9. Зато Нью-Йорк — бесспорный лидер по количеству лотов, проданных дороже 1 миллиона евро: таких лотов было 86 (из 179 по всему миру). Это 2,6 % от общего количества лотов, продаваемых в США. В Китае доля лотов в топ-сегменте гораздо меньше — 0,33 %.

На третьем месте по продажам современного искусства вполне ожидаемо находится Великобритания с 15 %-ной долей от глобального рынка. Практически весь контемпорари-арт уходит с молотка в Лондоне: годовой оборот британской столицы составил 230 миллионов евро (из 231 миллиона оборота всей страны). Четвертая в мире по обороту контемпорари Франция (около 2 %). В Париже за год было продано современного искусства на 23 миллиона евро (6 место среди Топ-10 аукционных площадок мира).

Топ-10 стран мира по продажам современного искусства (2013/2014)

Страна

Оборот современного искусства, миллионов евро

1

Китай

601

2

США

552

3

Великобритания

231

4

Франция

26,3

5

Германия

10,9

6

Тайвань

9,9

7

Австралия

5,2

8

Сингапур

5

9

Корея

4,9

10

Швеция

4,8

В целом в десятке стран — лидеров продаж современного искусства помимо титанов, Китая и США, и более-менее сильной Великобритании мы видим также более скромные Францию, Германию, Швецию (а также Австралию, если говорить о западном мире), и еще одну группу азиатских стран, идущих в фарватере Китая (Тайвань, Сингапур и Корея).

Топ-10 аукционных домов по обороту современного искусства за год

№ п/п

Аукционный дом

Годовой оборот, евро

Продано лотов

1

Christie’s

528 737 762

3 225

2

Sotheby’s

347 820 789

2 327

3

Poly International Auction Co

140 201 645

2 344

4

Phillips

89 501 946

1 728

5

China Guardian Auctions

43 074 790

888

6

Beijing Council International Auctions

36 665 178

528

7

RomBon Auction of Beijing

18 585 969

996

8

Beijing Hanhai Art Auction Co.Ltd

14 456 793

578

9

Xiling Yinshe Auction Co.Ltd.

13 558 853

413

10

Beijing A & F Auction

10 901 755

206

Структура рынка современного искусства по национальности художников

Страна

Аукционный оборот работ, доля от общемирового, %

1

Китай

39,2

2

США

35,2

3

Великобритания

6,6

4

Германия

5,1

5

Япония

1,7

6

Италия

1,4

7

Франция

0,7

8-9

Швейцария

0,6

8-9

Бразилия

0,6

10

Индия

0,5

11

Другие

8,3

Топ-20 современных художников по аукционному обороту за год (1 июля 2013 — 3 июля 2014)

№ п/п

Художник

Страна

Годовой аукционный оборот, евро

Лотов продано

Лучший результат, евро

1

Жан-Мишель Баския

(1960–1988)

США

162 277 646

85

22 527 700

2

Джефф Кунс (1955)

США

115 039 516

52

38 859 600

3

Кристофер Вул (1955)

США

61 759 209

54

17 561 550

4

Цзэн Фаньчжи (1964)

Китай

59 608 941

64

15 172 800

5

Питер Дойг (1959)

Великобритания

33 925 162

70

10 985 920

6

Ричард Принс (1949)

США

28 132 760

63

5 451 750

7

Мартин Киппенбергер

(1953–1997)

Германия

25 902 248

71

11 993 850

8

Ло Чжунли (1948)

Китай

24 740 054

91

4 518 200

9

Чэнь Ифэй (1946–2005)

Китай

22 778 655

38

6 638 100

10

Чжан Сяоган (1958)

Китай

20 785 876

42

7 806 980

11

Кит Харинг (1958–1990)

США

18 592 616

310

3 058 020

12

Чжоу Чунья (1955)

Китай

17 506 383

88

2 770 080

13

Вейд Гайтон (1972)

США

15 003 432

29

3 786 120

14

Марк Гротьян (1968)

США

14 244 489

27

3 816 225

15

Дэмиен Херст (1965)

Великобритания

12 474 905

257

1 124 280

16

Лю Вэй (1965)

Китай

12 282 183

48

1 702 440

17

Лю Давэй (1945)

Китай

12 262 155

105

1 741 450

18

Рудольф Штингель (1956)

Италия

11 991 229

24

1 566 180

19

Чжу Синьцзянь (1953–2014)

Китай

11 872 887

853

272 739

20

Хэ Цзяин (1957)

Китай

11 314 464

73

840 700

Источники: artprice.com, artinvestment.ru

Комментарий редактора: Искренне разделяя радость за глобальный аукционный успех современного искусства, нужно понимать, что большую часть ответственности за него несут покупатели художников из Поднебесной. Лю Вэй, Лю Давэй, Чэнь Ифэй… Почти половина художников из топ-20 по обороту — китайцы. Этот бум длится менее 10 лет, а для надежных выводов нужно больше времени. Но не это главное.

Модернисты и послевоенные американцы — там все уже изучено и разобрано по музеям и частным коллекциям. Шедевров — дефицит. А цена входа для массового покупателя непомерно высока. Напомню, что 80 % лотов в мире покупается дешевле 5 000 долларов. А там, где счет идет на сотни тысяч и миллионы долларов, люди все меньше склонны рисковать и выбирать по принципу «нравится — не нравится». Современное же искусство открывает такие возможности в изобилии. Но дело, конечно, не только в деньгах.

В основе природы аукционного успеха, которого достигли представители современного искусства, лежит, пожалуй, потребность в поиске новых инвестиционных идей. И новых идей для коллекционирования. Старая обойма многим уже примелькалась. Ну не всем же коллекционировать только Уорхола и Пикассо. Хочется воздуха и свободы. Достигшие финансовой состоятельности новые коллекционеры ищут чего-то такого, чтобы всех поразить. Да еще с перспективой бурного ценового роста. Да еще и не по заоблачным ценам. Взять того же упомянутого Киппенбергера. Это же художник из семинаров ARTinvestment.RU «Инвестиции в современное искусство» 3-летней давности. Его метровые акрилы в 2010 году люди покупали на аукционах за 15 тысяч фунтов. А теперь он уже в высшей лиге, где цена картины может приблизиться к 20 миллионам долларов. В общем, в мировом современном искусстве открываются все новые волшебные лифты, и многие стремятся в них вскочить.

Это все делается в мире. А теперь поговорим про нас. Как и 10 лет назад, у нашего современного искусства все впереди. На современном искусстве специализируется пока лишь один аукционный дом — VLADEY. По итогам 2013 года он занимал 4-е место по обороту и продолжает довольно успешно торговать. Но его одиночество красноречиво говорит об отсутствии бума в этом сегменте. При этом спрос на правильных художников по правильным ценам, конечно же, есть. В частности, на своем аукционе мы продавали работы Дмитрия Каварги и Олега Хвостова — все удачно.



  • 18.01.2019 Итоги AI Аукциона № 261 Продано 50 % лотов. Покупали Москва, Санкт-Петербург, Люберцы, Владивосток
  • 18.01.2019 Букинистические шедевры на 137-м аукционе «Литфонда» 24 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых выставлены редкие книги, рукописи и автографы, фотографии и плакаты, эстампы и увражи, открытки и исторические документы: всего 400 лотов на общую сумму свыше 30 000 000 рублей
  • 17.01.2019 Редкие и ценные издания на 136-м аукционе «Литфонда» 19 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых представлены антикварные и букинистические книги, автографы, фотографии и открытки
  • 15.01.2019 Открыты 261-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это четыре живописные работы, восемь листов оригинальной и три — печатной графики, две работы в смешанной технике, два изделия из фарфора и одна авторская фотография
  • 11.01.2019 Итоги AI Аукциона № 260 Покупатели — Москва, Сочи, Краснодар
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 27

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх