Новые имена: Борис Смотров
ARTinvestment.RU   17 августа 2020

Художник, кисть которого по-своему тематически продолжает живописные крестьянские циклы Малевича и других художников ХХ века, создавая квинтэссенцию русской крестьянской утопии и народной сказки

Борис Петрович Смотров родился в городе Шахты Ростовской области в 1946 году. С 1946 по 1959 его семья жила в Воронеже, где в 1958-м он начал посещать художественную студию при Дворце культуры. В 1959-м Смотровы переехали в город Юргу Кемеровской области, где будущий художник продолжил занятия изобразительным искусством во Дворце пионеров. С 1959 по 1963 он занимался у педагога Н. Н. Черкасова, которого считает своим первым учителем, привившим ему вдумчивое и ответственное отношение к искусству. Окончив в 1968-м Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова, он поступил в МГХИ им. В. И. Сурикова в Москве, в городе, где живет и работает до сих пор.

Молодость Смотрова пришлась на 1960-е годы, период активного развития российского андеграунда. В отличие от подавляющего большинства своих современников Смотров с позиций новаторов шестидесятых обращается к живописанию сельского быта, опираясь на творчество переходной фигуры между «старым» искусством XIX века и «новым», века XX, Филиппа Малявина, крестьянский цикл Малевича и мифологизированную социалистическую линию Петрова-Водкина, опирающуюся на венециановскую школу. «…В моих работах, — пишет художник, — задействован весь здоровый пласт, начиная с крестьянского примитивного искусства, обязательно, иконопись. Потом авангард. И реализм прошлого и настоящего, лучшие образцы — Венецианов, Абрам Архипов, Борис Кустодиев…» (cultobzor.ru)

Хотя художник получил широкое признание еще в юности, в советское время, нынешние его манера и набор сюжетов начинают складываться лишь в 1990-е годы: «Началась перестройка, я работал в манере наивного экспрессионизма, махал кистями… Всё в музеях, всё в известных частных коллекциях, везде выставлялся, но мой мозг стал разрушаться. И мне пришлось искать конструкцию позитивизма, чтобы не разрушаться» (cultobzor.ru). Стало быть, картина художника представляет собой комплексный, сложносочиненный образ крестьянской утопии, очень насыщенный как внешне, стилистически, так и семантически — благодаря завуалированным или прямым отсылкам.

Художественная реальность Смотрова пронизана светом, расцвечена буйными красками, условно-декоративна, сказочно нарядна и вбирает в себя наиболее концентрированные с точки зрения смысла и выразительности мотивы «русского народного мифа» из разных эпох и культур. Лучше всего ее определяет сам автор:  «Соединение в душе художника мира видимого, реального и условного, неосязаемого, уходящего в глубь тысячелетий, заложенного природой на генетическом уровне — есть форма моего существования в живописи. Солнце, жизнь, цвет — суть моего бытия и творчества! Надеюсь, что моя живопись — продолжительное звучание, несущее энергию и радость» (cultobzor.ru).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/new_names/20200817_smotrov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/new_names/20200817_smotrov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 28.02.2023 Открыт 155-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Владимира Акулинина, Даниила Архипенко, Дмитрия Воронина, Ильи Комова, Александра Лозового, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Юрия Петроченкова, Александра Пучко, Леонида Ракова, Светланы Семёновой, Льва Табенкина
  • 27.02.2023 Мировой рынок русского искусства и арт-рынок России. Главные итоги 2022 года Оборот внутреннего рынка снизился незначительно; покупательская активность выросла. На торгах продолжают появляться выдающиеся работы, и спрос на них остается стабильно высоким. Несмотря на отмену международных русских торгов, русское искусство продолжает появляться на мировом рынке
  • 20.02.2023 Открыт 154-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Павла Антипова, Андрея Асерьянца, Сергея Борисова, Марии Васильевой, Анастасии Вахненко, Марины Венедиктовой, Дмитрия Врубеля, Галины Дулькиной, Александра Жатова, Наталии Жерновской, Мелика Казаряна, Александра Кацалапа, Сергея Кривцова
  • 13.02.2023 Персона недели: Дмитрий Воронин 14 февраля галерея ARTinvestment.RU «21-й век» открывает персональную выставку московского скульптора Дмитрия Воронина «Ноев ковчег». В экспозиции — скульптура из дерева и бронзы, графика, объект
  • 06.02.2023 Открыт 152-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Павла Антипова, Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Сергея Бордачёва, Антона Вяткина, Ростислава Ешурина, Николая Жатова, Наталии Жерновской, Вадима Кириллова, Игоря Кислицына, Сергея Кривцова, Pata (Пааты Мерабишвили), Наты Новы
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх