Новые имена: Борис Смотров
Художник, кисть которого по-своему тематически продолжает живописные крестьянские циклы Малевича и других художников ХХ века, создавая квинтэссенцию русской крестьянской утопии и народной сказки
Борис Петрович Смотров родился в городе Шахты Ростовской области в 1946 году. С 1946 по 1959 его семья жила в Воронеже, где в 1958-м он начал посещать художественную студию при Дворце культуры. В 1959-м Смотровы переехали в город Юргу Кемеровской области, где будущий художник продолжил занятия изобразительным искусством во Дворце пионеров. С 1959 по 1963 он занимался у педагога Н. Н. Черкасова, которого считает своим первым учителем, привившим ему вдумчивое и ответственное отношение к искусству. Окончив в 1968-м Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова, он поступил в МГХИ им. В. И. Сурикова в Москве, в городе, где живет и работает до сих пор.
Молодость Смотрова пришлась на 1960-е годы, период активного развития российского андеграунда. В отличие от подавляющего большинства своих современников Смотров с позиций новаторов шестидесятых обращается к живописанию сельского быта, опираясь на творчество переходной фигуры между «старым» искусством XIX века и «новым», века XX, Филиппа Малявина, крестьянский цикл Малевича и мифологизированную социалистическую линию Петрова-Водкина, опирающуюся на венециановскую школу. «…В моих работах, — пишет художник, — задействован весь здоровый пласт, начиная с крестьянского примитивного искусства, обязательно, иконопись. Потом авангард. И реализм прошлого и настоящего, лучшие образцы — Венецианов, Абрам Архипов, Борис Кустодиев…» (cultobzor.ru)
Хотя художник получил широкое признание еще в юности, в советское время, нынешние его манера и набор сюжетов начинают складываться лишь в 1990-е годы: «Началась перестройка, я работал в манере наивного экспрессионизма, махал кистями… Всё в музеях, всё в известных частных коллекциях, везде выставлялся, но мой мозг стал разрушаться. И мне пришлось искать конструкцию позитивизма, чтобы не разрушаться» (cultobzor.ru). Стало быть, картина художника представляет собой комплексный, сложносочиненный образ крестьянской утопии, очень насыщенный как внешне, стилистически, так и семантически — благодаря завуалированным или прямым отсылкам.
Художественная реальность Смотрова пронизана светом, расцвечена буйными красками, условно-декоративна, сказочно нарядна и вбирает в себя наиболее концентрированные с точки зрения смысла и выразительности мотивы «русского народного мифа» из разных эпох и культур. Лучше всего ее определяет сам автор: «Соединение в душе художника мира видимого, реального и условного, неосязаемого, уходящего в глубь тысячелетий, заложенного природой на генетическом уровне — есть форма моего существования в живописи. Солнце, жизнь, цвет — суть моего бытия и творчества! Надеюсь, что моя живопись — продолжительное звучание, несущее энергию и радость» (cultobzor.ru).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/new_names/20200817_smotrov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/new_names/20200817_smotrov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.