СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Art & Law. С 1917-го на 1946-й. Плюсы и минусы нового запрета на вывоз
ARTinvestment.RU   30 сентября 2020

Порядок определения понятия культурных ценностей изменится с 1 января 2021 года, и это повлияет на участников рынка искусства

Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1425 — это уже четвертая редакция правил проведения экспертизы и определения понятия культурных ценностей с 2001 года. Участие государства в деятельности рынка искусства не удивительно: активность участников культурного сообщества растет, а вместе с ним и внимание регулирующих органов. А механизмы, направленные на сохранение, защиту и охрану культурных ценностей, имеющие правовые, административные и организационные аспекты, продолжают развиваться и сегодня принимают новую форму.

В Постановлении, которое вступит в силу с 1 января 2021 года, можно выделить три основных вопроса, на которые стоит обратить внимание:

1. Правительство Российской Федерации ограничивает вывоз культурных ценностей, имеющих особое историческое, художественное, научное или культурное значение, созданных до 1946 года (в предыдущей редакции Правил таковыми признавались предметы искусства, созданные до 1917 года. — AI.).

2. Изменяются правила проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертами заключения в Минкультуры России (включая правила аккредитации экспертов и определения места проведения экспертиз, что может существенно повлиять на режим и место хранения работ. В частности, нигде не указано, что экспертиза должна непременно проводиться на территории РФ, а эксперт — иметь ее гражданство. — AI.).

3. Определен порядок проведения экспертизы предметов, возвращенных на территорию РФ после временного вывоза (например, на выставку). При этом экспертиза не является обязательной, решение о ее проведении остается за субъектом ввоза (тогда как, по нашему мнению, это должно быть обязательным, особенно в отношении коллекций, принадлежащих государству. — AI.).

Сегодня мы остановимся на первом вопросе и обсудим, какие практические последствия будет иметь изменение понятия культурных ценностей, имеющих особое значение, в целях вывоза для арт-рынка.

С точки зрения мирового рынка, авторы российского происхождения, работавшие в период 1917–1945 годов, делятся на 2 группы: тех, кто продается на вечерних международных торгах модернистов (Кандинский, Малевич, Шагал и др.), и остальных — за которых борются коллекционеры на «Русских неделях» в Лондоне (Кончаловский, Петров-Водкин, Дейнека и др.). Ценовая разница, как мы с вами понимаем, определяется в первую очередь значимостью художника для мировой истории искусства, но в немалой степени и местом его проживания. На вечерние торги Sotheby’s и Christie’s работы художников первой категории в основном поставлялись из Европы (где они жили после эмиграции, случившейся до падения железного занавеса), а вот на русские торги картины везли преимущественно из России, оформляя вывоз по закону.

По данным Федеральной таможенной службы России, товарооборот произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата за июнь 2020 года (в разгар аукционных «русских недель» в Лондоне) составил $596 тыс., из них экспорт — $397 тыс., импорт — $199 тыс., уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,9 %. Определить, какие из вывезенных предметов были датированы 1917–1945 годами, к сожалению, невозможно, однако в каталогах трех британских аукционных домов, проводивших летние торги русского искусства, таковых насчитывается до 30 % (ок. 130 лотов из 425 у Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s. Подсчет осложняется тем, что во многих случаях в источниках не указаны датировки). Впрочем уже очевидно, что начиная с 2021 года российский канал поставок искусства этого периода будет официально недоступен.

Что это означает в ситуации, когда для преодоления последствий текущего кризиса владельцы предметов искусства вынуждены продать работы данного периода? Первый вариант: полагая, что на западных аукционах работа будет продана дороже (что не всегда объективно), они попытаются вывезти ее незаконным путем (подставляя таким образом под удар не только аукционный дом, но и будущего покупателя. — AI.). Второй вариант: они выведут данные предметы искусства на торги российских аукционных домов, укрепив внутренний рынок увеличившимся легальным объемом продаж и повысив его престиж появлением работ высокой художественной ценности.

Выделим возможные последствия вводимых ограничений, которые найдут отражение на рынке искусства.

Негативные:

до вступления в силу Постановления (1 января 2021 года) продавцы постараются экспортировать на Запад предметы искусства, подпадающие под будущие ограничения, «про запас»;

в связи с повышением спроса на искусство 1917–1945 годов на Западе активизируются создатели подделок;

иностранные коллекционеры, опасаясь ввозить работы в Россию из-за невозможности последующего вывоза, станут меньше обращаться за экспертизами в российские институции, отсюда — увеличение на рынке количества сомнительных и просто фальшивых «русских» работ (прецедент существует: печально известные каталоги Партона и Базету) и снижение валютных поступлений.

Позитивные:

внутренние российские аукционы получат качественные лоты и увеличат объемы продаж, равно как и показатели внутреннего рынка в целом;

на фоне информационной волны, связанной с внутренними продажами, искусство 1917–1945 годов может стать более востребованным у посетителей музеев — и это даст толчок к привлечению на временные выставки предметов из частных коллекций российских владельцев;

в равной степени интерес к искусству 1917–1945 годов должен повлиять на количество создаваемых теоретических, исследовательских работ по этому интереснейшему периоду;

увеличится количество обращений к российским экспертам в отношении работ данного периода, что, с одной стороны, может повысить качество экспертной работы, а с другой — подтолкнуть законодателя все-таки решить давным-давно назревший вопрос об ответственности экспертов;

нечеткая формулировка в Постановлении относительно места проведения экспертизы и порядка выдачи аттестации для специалистов может привести к расширению деятельности экспертных лабораторий по русскому искусству за рубежом — что, в свою очередь, может привести к активизации контактов и более тесной работе российских и зарубежных экспертов и институций.

В законодательстве РФ происходят серьезные изменения, влияние которых почувствуют все участники отношений: и государственные институции, и продавцы, и покупатели, и посредники в сделках с искусством. Главный вывод, который можно сделать уже сегодня: русское искусство периода 1917–1945 годов развивалось по особому пути на стыке русской классической школы, европейского модернизма и советской идеологической доктрины — и его уникальность отныне под защитой. Применительно к этому сегменту от продавца требуется знание и исполнение закона, от покупателя — предельное внимание к качеству экспертизы и провенансу, что позволит приобрести в коллекцию качественный и безопасный актив.

В следующих материалах, касающихся Постановления Правительства РФ № 1425, мы уделим внимание местам и формам проведения экспертиз, а также обсудим с участниками арт-сообщества последствия принятия данных изменений в Законодательство РФ.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200930_art_and_law.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200930_art_and_law.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 01.10.2021 Арт-рынок произведений Альбрехта Дюрера Обзор арт-рынка произведений Альбрехта Дюрера, включающий в себя ключевые факторы известности мастера, анализ его живописного наследия, стоимость рисунков и гравюр
  • 27.09.2021 Открыт 85-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Ильи Евдокимова, Анастасии Захаровой, Натальи Захаровой, Владимира Коркодыма, Виктора Крапошина, Владислава Моргунова, Нины Поляковой, Ольги Пушкарёвой, Ирины Раковой, Янины Ческидовой
  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 20.09.2021 Открыт 84-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Азама Атаханова, Юрия Бабича, Константина Батынкова, Анатолия Горяинова, Ильи Комова, Виктора Крапошина, Андрея Криволапова, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Кати Филипповой, Николая Фурсова, Дмитрия Шорина, Татьяны Ян
  • 14.09.2021 Открыт 83-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Михаила Ермолова, Александра Захарова, Александра Кацалапа, Виктора Крапошина, Виктора Кротова, Людмилы Кылыч, Ирины Раковой, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Елены Суровцевой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх