- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Art & Law. С 1917-го на 1946-й. Плюсы и минусы нового запрета на вывоз
ARTinvestment.RU 30 сентября 2020
Порядок определения понятия культурных ценностей изменится с 1 января 2021 года, и это повлияет на участников рынка искусства
Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1425 — это уже четвертая редакция правил проведения экспертизы и определения понятия культурных ценностей с 2001 года. Участие государства в деятельности рынка искусства не удивительно: активность участников культурного сообщества растет, а вместе с ним и внимание регулирующих органов. А механизмы, направленные на сохранение, защиту и охрану культурных ценностей, имеющие правовые, административные и организационные аспекты, продолжают развиваться и сегодня принимают новую форму.
В Постановлении, которое вступит в силу с 1 января 2021 года, можно выделить три основных вопроса, на которые стоит обратить внимание:
1. Правительство Российской Федерации ограничивает вывоз культурных ценностей, имеющих особое историческое, художественное, научное или культурное значение, созданных до 1946 года (в предыдущей редакции Правил таковыми признавались предметы искусства, созданные до 1917 года. — AI.).
2. Изменяются правила проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертами заключения в Минкультуры России (включая правила аккредитации экспертов и определения места проведения экспертиз, что может существенно повлиять на режим и место хранения работ. В частности, нигде не указано, что экспертиза должна непременно проводиться на территории РФ, а эксперт — иметь ее гражданство. — AI.).
3. Определен порядок проведения экспертизы предметов, возвращенных на территорию РФ после временного вывоза (например, на выставку). При этом экспертиза не является обязательной, решение о ее проведении остается за субъектом ввоза (тогда как, по нашему мнению, это должно быть обязательным, особенно в отношении коллекций, принадлежащих государству. — AI.).
Сегодня мы остановимся на первом вопросе и обсудим, какие практические последствия будет иметь изменение понятия культурных ценностей, имеющих особое значение, в целях вывоза для арт-рынка.
С точки зрения мирового рынка, авторы российского происхождения, работавшие в период 1917–1945 годов, делятся на 2 группы: тех, кто продается на вечерних международных торгах модернистов (Кандинский, Малевич, Шагал и др.), и остальных — за которых борются коллекционеры на «Русских неделях» в Лондоне (Кончаловский, Петров-Водкин, Дейнека и др.). Ценовая разница, как мы с вами понимаем, определяется в первую очередь значимостью художника для мировой истории искусства, но в немалой степени и местом его проживания. На вечерние торги Sotheby’s и Christie’s работы художников первой категории в основном поставлялись из Европы (где они жили после эмиграции, случившейся до падения железного занавеса), а вот на русские торги картины везли преимущественно из России, оформляя вывоз по закону.
По данным Федеральной таможенной службы России, товарооборот произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата за июнь 2020 года (в разгар аукционных «русских недель» в Лондоне) составил $596 тыс., из них экспорт — $397 тыс., импорт — $199 тыс., уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,9 %. Определить, какие из вывезенных предметов были датированы 1917–1945 годами, к сожалению, невозможно, однако в каталогах трех британских аукционных домов, проводивших летние торги русского искусства, таковых насчитывается до 30 % (ок. 130 лотов из 425 у Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s. Подсчет осложняется тем, что во многих случаях в источниках не указаны датировки). Впрочем уже очевидно, что начиная с 2021 года российский канал поставок искусства этого периода будет официально недоступен.
Что это означает в ситуации, когда для преодоления последствий текущего кризиса владельцы предметов искусства вынуждены продать работы данного периода? Первый вариант: полагая, что на западных аукционах работа будет продана дороже (что не всегда объективно), они попытаются вывезти ее незаконным путем (подставляя таким образом под удар не только аукционный дом, но и будущего покупателя. — AI.). Второй вариант: они выведут данные предметы искусства на торги российских аукционных домов, укрепив внутренний рынок увеличившимся легальным объемом продаж и повысив его престиж появлением работ высокой художественной ценности.
Выделим возможные последствия вводимых ограничений, которые найдут отражение на рынке искусства.
Негативные:
• до вступления в силу Постановления (1 января 2021 года) продавцы постараются экспортировать на Запад предметы искусства, подпадающие под будущие ограничения, «про запас»;
• в связи с повышением спроса на искусство 1917–1945 годов на Западе активизируются создатели подделок;
• иностранные коллекционеры, опасаясь ввозить работы в Россию из-за невозможности последующего вывоза, станут меньше обращаться за экспертизами в российские институции, отсюда — увеличение на рынке количества сомнительных и просто фальшивых «русских» работ (прецедент существует: печально известные каталоги Партона и Базету) и снижение валютных поступлений.
Позитивные:
• внутренние российские аукционы получат качественные лоты и увеличат объемы продаж, равно как и показатели внутреннего рынка в целом;
• на фоне информационной волны, связанной с внутренними продажами, искусство 1917–1945 годов может стать более востребованным у посетителей музеев — и это даст толчок к привлечению на временные выставки предметов из частных коллекций российских владельцев;
• в равной степени интерес к искусству 1917–1945 годов должен повлиять на количество создаваемых теоретических, исследовательских работ по этому интереснейшему периоду;
• увеличится количество обращений к российским экспертам в отношении работ данного периода, что, с одной стороны, может повысить качество экспертной работы, а с другой — подтолкнуть законодателя все-таки решить давным-давно назревший вопрос об ответственности экспертов;
• нечеткая формулировка в Постановлении относительно места проведения экспертизы и порядка выдачи аттестации для специалистов может привести к расширению деятельности экспертных лабораторий по русскому искусству за рубежом — что, в свою очередь, может привести к активизации контактов и более тесной работе российских и зарубежных экспертов и институций.
В законодательстве РФ происходят серьезные изменения, влияние которых почувствуют все участники отношений: и государственные институции, и продавцы, и покупатели, и посредники в сделках с искусством. Главный вывод, который можно сделать уже сегодня: русское искусство периода 1917–1945 годов развивалось по особому пути на стыке русской классической школы, европейского модернизма и советской идеологической доктрины — и его уникальность отныне под защитой. Применительно к этому сегменту от продавца требуется знание и исполнение закона, от покупателя — предельное внимание к качеству экспертизы и провенансу, что позволит приобрести в коллекцию качественный и безопасный актив.
В следующих материалах, касающихся Постановления Правительства РФ № 1425, мы уделим внимание местам и формам проведения экспертиз, а также обсудим с участниками арт-сообщества последствия принятия данных изменений в Законодательство РФ.
https://artinvestment.ru/invest/law/20200930_art_and_law.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200930_art_and_law.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"