Альтернативные инвестиции как класс активов. Что это?
Поговорим об альтернативных инвестициях — обо всем, что одновременно должно обеспечить владельцу деньги, известность и адреналин
Инвестиции всегда сопровождает риск, а компаньоном риска выступает азарт. Азарт игрока испытывает коллекционер, торгуясь на аукционе за работу известного автора с международными участниками, азарт спортсмена просыпается во владельце футбольного клуба на переполненном стадионе, азарт наездника присущ инвестору в чистокровных английских жеребцов на скачках. Несложно сосчитать, на азарте такой инвестор зарабатывает трижды: дает выплеск собственной страсти (эмоциональная инвестиция), зарабатывает на азарте аудитории (финансовая инвестиция), и расширяет собственный нетворкинг и статус, открывая возможности для новых бизнес-инициатив с людьми своего круга (социальная инвестиция).
Сектор альтернативных инвестиций (Alternative Investments) иногда называют рынком предметов роскоши (Luxury Market) предметов коллекционирования (Collectibles). Это отчасти справедливо, однако внесем ясность в последнее определение: суть коллекционирования отражает не количество предметов или периодичность покупок, а утонченный вкус и собственное экспертное мнение владельца. Успешный коллекционер неизбежно становится знатоком своего предмета: как для собственного интереса и развития, так и для грамотного управления активом. Работая с ценными бумагами, он реагирует на курсы, ставки и индексы. С альтернативными инвестициями палитра его интересов становится намного разнообразнее: отныне он обязан замечать все — от появления новых культурных трендов до малейших колебаний в обществе.
Конференция Deloitte Art & Finance 2019 в Монако, ведущий форум специалистов рынка искусства, посвятила целый блок обсуждению альтернативных инвестиций — часов, яхт и самолетов. Никто из собравшихся в зале арт-дилеров и функционеров рынка не усмотрел в этом ничего удивительного. Специалисты по работе с частным капиталом давно поняли, что интересы людей нужно группировать по двум принципам: мотивам приобретения и принципам управления. А они у коллекционера предметов искусства, вина и винтажных автомобилей очень схожи.
Лидеры в области анализа частного капитала — Capgemini и Merrill Lynch — выделяют следующие сегменты альтернативных инвестиций:
- Art Collections / Предметы искусства;
- Jewelry, Gems & Watches / Ювелирные украшения, драгоценные камни и часы;
- Luxury Collectibles / Предметы роскоши (автомобили, яхты и самолеты);
- Sports Investments / Спорт (клубы, скаковые лошади, спортивные яхты);
- Other Collectibles / Другие предметы коллекционирования (нумизматика, элитный алкоголь, антиквариат, музыкальные инструменты, оружие, клубные карты).
Как же распределены эти сегменты среди инвесторов? Аналитики из Capgemini сделали три попытки: в 2006, 2008 и 2013 годах выпускаемый ими World Wealth Report «расслоил» коллекционный портфель, проанализировав собрания состоятельных владельцев:
Доля в инвестиционном портфеле, % | 2006 | 2008 | 2013 |
Предметы искусства | 20 | 25 | 17 |
Ювелирные украшения, драгоценные камни и часы | 18 | 22 | 32 |
Предметы роскоши | 26 | 27 | 19 |
Спорт | 6 | 7 | 8 |
Другие предметы коллекционирования | 30 | 19 | 24 |
Главное, что обращает на себя внимание в таблице: из всех сегментов альтернативных инвестиций медленно, но уверенно, росло количество капитала, вкладываемого в спорт. Ипотечный кризис 2008 года заставил людей пересмотреть отношение к ликвидности инвестиций (другими словами, способности актива быть проданным в кратчайшие сроки) — в этом отношении лидером вложений стали драгоценные камни, а предметы искусства и luxury-сегмент ненадолго вышли из финансовой моды. Возросший интерес в период турбулентности в секторе «других предметов» объясняется просто: здесь первенство захватило коллекционное виски.
И удерживает его до сих пор! Отчет Knight Frank 2019 года показывает, что за последние 10 лет интерес к виски как объекту инвестиций увеличился на 582 % в денежном выражении. В 2018 году самым дорогим лотом стала бутылка The Macallan 1926 года, проданная на Christie’s за $1,5 млн. Саму бутылку расписал ирландский художник-муралист Майкл Диллон — еще одно доказательство тесного переплетения интересов в мире альтернативных вложений.
Динамика инвестиций в остальные активы за десять лет выглядит следующим образом: автомобили (+258 %), нумизматика (+193 %), филателия (+189 %), предметы искусства (+158 %), вино (+147 %), драгоценные камни (+122 %), ювелирные украшения (+112 %), часы (+73 %). За отчетный период позиции сдала лишь антикварная мебель (–32 %). Что интересно, сразу несколько сегментов — филателия, вино, виски, ювелирные украшения и автомобили — своими топ-лотами в 2018 году установили рекорды продаж за все время аукционных торгов.
С 2008 по 2018 год финансовое состояние HNWI (High Net Worth Individuals, людей с чистым капиталом от $1 млн до $30 млн) увеличилось на 108 % — с $32,6 трлн до $68,1 трлн. В совокупности, по данным Deloitte Art & Finance Report 2019, предметы искусства и коллекционирования во владении HNWI оцениваются в $1,74 трлн, составляя 2,5 % их активов. Учитывая динамику рынка, предполагается, что к 2023 году объем альтернативных инвестиций увеличится до $2,13 трлн. При этом 30 % HNWI в России и странах СНГ к 2019 году уже совершили осознанные азартные вложения.
В следующих материалах мы остановимся на каждом из видов альтернативных инвестиций в отдельности — с плюсами и минусами, рыночной аналитикой, прогнозами и механизмами управления.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200128_alternative_investment.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200128_alternative_investment.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.