Art Investment

Егор Молчанов и Алексей Кыштымов: «Основная задача “АРТКредита” — развитие профессиональной инфраструктуры рынка искусства»

Интервью с создателями первого российского профессионального сервиса по выдаче займов под залог произведений искусства

9 сентября 2020 года в формате вебинара прошла встреча с руководителями компании «АРТКредит», соорганизаторами которой выступили ARTinvestment.RU и «АРТ-Курьер». Видео вебинара можно посмотреть здесь, а текстовая версия в формате интервью предлагается вашему вниманию ниже.

ARTinvestment.RU: «АРТКредит» — первый российский профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства. Почему такая услуга появилась на рынке именно сейчас?

Егор Молчанов, руководитель ARTinvestment.RU: Мы давно думали запустить подобный сервис: на наш взгляд, он необходим рынку и большому числу его игроков. И не только коллекционерам — он необходим дилерам, которые хотят приобретать вещи, но испытывают нехватку свободных денег. Он необходим наследникам коллекционеров, которые не хотят продавать вещи, но им нужны деньги на решение текущих вопросов. Необходим, в конце концов, инвесторам. До этого как получалось? У людей было большое количество денег, вложенных в картины, которые висели на стенах и не «работали», особенно в тот момент, когда владельцам нужны были деньги на поддержку основного бизнеса. Ни одного профессионального сервиса в России не существовало. Были эпизодические случаи, когда коллекционеры договаривались с владельцем банка на личном уровне и банки выдавали ссуды, но централизованного, официального сервиса кредитов под залог искусства не существовало. Мы не говорим о магазинах скупки, например на Арбате, мы говорим о компании с серьезным подходом к оценке. Вот именно такое направление решили открыть мы с коллегами из «АРТ-Курьера». Пандемия ухудшила экономику во всем мире, в России в частности, и сегодня необходимость в свободных деньгах возросла вдвойне.

Алексей Кыштымов, заместитель генерального директора компании «АРТ-Курьер»: Я бы тоже отметил финансовую составляющую кризиса. Сегодня ставки на рынке падают и у инвесторов остается крайне мало инструментов, которые обеспечили бы им привычную доходность. Сегодняшние ставки по депозитам в рублях — 3–4 % годовых — еще несколько лет назад мы не могли себе представить, а сегодня это реальность. Люди ищут другие инструменты и сферы, в которые можно вложить деньги. Соответственно, наша задача с партнерами и друзьями из ARTinvestment.RU — поддержать и развить инфраструктуру арт-рынка, чтобы новые лица на рынке, коллекционеры и инвесторы, особенно в кризисные времена, чувствовали себя спокойно.

AI: Как раньше коллекционеры получали кредиты?

Е.М.: Наш ресурс недавно публиковал данные Deloitte о том, что объем мирового рынка кредитования под залог предметов искусства составляет от $21 до $24 млрд. Cреди этой суммы — деньги и российских коллекционеров, выданные иностранными банками на не самых выгодных для наших соотечественников условиях. Они либо обращались в иностранные банки напрямую, либо делали это через банки-посредники (выплачивая дополнительные комиссии), либо в случае крайней необходимости обращались в ломбарды, которые по своей природе не предназначены для оценки предметов искусства, поэтому сделать этого не могли. Мы надеемся эту ситуацию исправить.

AI: «АРТКредит» — это коллаборация крупнейшего в России информационно-аналитического ресурса ARTinvestment.RU и лидера рынка арт-перевозок компании «АРТ-Курьер». Кто за что отвечает в этом бизнесе?

Е. М.: Имея под рукой ведущий ресурс по статистике продаж русских художников во всем мире, а также аукционную и галерейную историю, мы имеем также большой опыт быстрой оценки. Это очень важный элемент для принятия решения о выдаче кредита: разобраться в подлинности и самой работы, и выданных на нее экспертных заключений. Насколько весомо в мире искусства имя эксперта, поставившего свою подпись? По какой цене рынок будет готов приобрести работу, если клиент окажется неплатежеспособным? Это все риски, которые берет на себя кредитор. Мы же, работая с главными экспертами в течение многих лет и понимая ценообразование на рынке в данный момент, можем не только оценить аутентичность работы и ее рыночную стоимость, но и обосновать необходимость дополнить «паспорт» работы документами для того, чтобы она была принята в качестве залога.

А. К.: Основная нагрузка по оценке актива ложится на ARTinvestment.RU, а работа «АРТ-Курьера» — обеспечить безопасность всего процесса, следующего за выдачей кредита: страхование, надежную транспортировку и хранение предмета залога. При этом наша задача — показать клиенту прозрачность всех процессов, чтобы он не сомневался, что его вещь находится в сохранности и ждет своего выкупа.

Е. М.: «АРТ-Курьер» располагает единственным частным хранилищем предметов искусства в России, созданным по международным музейным стандартам и отвечающим требованиям Lloyd’s of London — мирового лидера на рынке страхования. Как было раньше? Если человек хотел оформить кредит, допустим, на картину стоимостью $1 млн, он естественно опасался за ее сохранность: получит ли он ее обратно в том же состоянии, не будет ли она перемещаться или использоваться за это время? С этими опасениями сталкивался каждый коллекционер. В рамках «АРТКредита» мы эту проблему решили за счет надежного партнера с многолетней репутацией, который работает с международным страховым брокером.

AI: Вы пишете, что «АРТКредит» гарантирует получение займа под залог произведений искусства в кратчайшие сроки и на максимально выгодных условиях. О каких сроках идет речь, за счет чего они достигаются?

Е. М.: При наличии у автора аукционной истории и референсных продаж в последние 3–5 лет, саму оценку мы можем произвести в течение двух часов. Далее, если у работы уже есть все необходимые экспертные заключения, которые устраивают нас, а владельца устраивает та сумма, которую мы предлагаем к выдаче в виде кредита, — срок от заявки до получения денег составляет менее суток. На наш взгляд, сегодня даже в мировой практике нет ни единого сервиса, который проводил бы операцию в столь быстрые сроки. Конечно, если у автора совсем нет  аукционной истории или ее в данном случае нельзя использовать, если необходимо провести полноценную атрибуцию и экспертизу, — на это потребуется совсем другое время, но если нам известна и работа, и репутация заемщика, то процесс происходит очень быстро. По крайней мере при обращении в банк порой только сутки занимает заполнение всех бумаг заявки.

AI: Какие условия «АРТКредита» наиболее выгодны для коллекционера по сравнению с зарубежными компаниями, предоставляющими аналогичные услуги?

Е. М.: Хранение, страхование и сроки мы уже упомянули. Следующее преимущество — широкий диапазон работ, которые мы принимаем: с XV века до современного искусства. Нам позволяет это сделать состав и квалификация искусствоведов и экспертов, с которыми мы работаем. И конечно, вариативность кредита: его можно получить как в безналичной, так и в наличной форме — в рамках действующего законодательства РФ, которое накладывает определенные ограничения.

AI: Как вы производите оценку предмета, предлагаемого в качестве залога для получения кредита?

Е. М.: Процесс определения рыночной стоимости происходит следующим образом. На сайте заполняется заявка с указанием, автора работы, ее названия, даты создания, материала, техники, размера, а также — при наличии — экспертных заключений, документов, подтверждающих провенанс, состояние сохранности. Сразу хочу отметить, что важно не только указать информацию о работе, но и оставить верные контактные данные: поверьте, даже при скрупулезном заполнении анкеты в обратном адресе люди часто допускают ошибки. В ответ мы направляем письмо, в котором отвечаем, готовы ли мы принять данную работу в качестве обеспечения залога, в какую сумму мы ее оцениваем по текущей стоимости на рынке либо укажем, какие еще нужны документы. Подчеркну: для клиента оценка проводится совершенно бесплатно! Если нам необходима дополнительная информация от клиента — например, для оценки подлинности — естественно, экспертиза делается самим клиентом за его счет. Он может обратиться к экспертам по нашей рекомендации или к тем, кому привык доверять, — однако во втором случае правильнее согласовать с нами их имена во избежание последующих недоразумений. Далее, если владельца все устраивает, он привозит работу нам, мы ее осматриваем, оформляем соответствующие документы на месте и выдаем ему деньги.

А. К.: Хотел бы подчеркнуть, что в отличие от банков мы не берем дополнительных комиссий, которые могут проявиться со временем: есть твердая ставка. Мы заинтересованы в том, чтобы владелец не только сдал нам работу, но и успешно ее выкупил. Тогда от нашего сервиса в целом у него останется положительное впечатление, которым он будет делиться с другими.

AI: Допустим, «АРТКредит» оценил работу, а клиент не согласен. Торг уместен?

Е. М.: Обращаясь с просьбой оценить картину как предмет залога, клиент часто держит в голове свой вариант. К примеру, мы говорим: работа стоит сто тысяч рублей. На что он удивленно отвечает: «Не может быть, мне все друзья говорили, что она стоит миллион». На что ориентируются друзья, мы сказать не беремся. Мы же делаем оценку на основе открытой информации публичных (аукционных) торгов, а внутреннюю информацию по ценам галерей и дилеров берем во вторую очередь. Мы ориентируемся на цены, по которым был готов покупать коллекционер в открытой борьбе с другими покупателями: очень важно знать, сколько человек сделало свои ставки, на каком шаге другие претенденты отказались от участия, — это и есть рынок. Однажды на аукцион ARTinvestment.RU нам принесли работу Федора Васильева, замечательного художника XIX века. На вопрос, сколько продавец за нее хочет получить, он ответил: «15 миллионов рублей». Он аргументировал это так: «Я зашел на Avito (сайт объявлений различной тематики. — AI.), а там какой-то человек выставил Васильева за эту же сумму. Следовательно, он столько стоит, разве нет?». Если клиент не согласен, мы готовы открыть перед ним базу и показать, на основе чего сделана наша оценка.

AI: Представим себе ситуацию, что коллекционер купил картину на «перегретом» рынке русского искусства, в 2006–2009 годах, и рассчитывает получить сумму, как минимум равноценную той, что он заплатил 12–15 лет назад, а то и больше, уверенный, что искусство со временем обязательно становится дороже. Сумма покупки подтверждена документально. Какие слова вы найдете, чтобы объяснить владельцу картины, что того рынка больше нет и в течение срока кредитования его рост невозможен?

Е. М.: Эти слова мы говорим практически каждый день, их даже не нужно искать. Прежде всего, изменились экономическая ситуация, а с ней — цены не только на искусство, но и на другие активы: недвижимость, автомобили, нефть. Анализ данных базы аукционных результатов наглядно показывает состояние рынка в том или ином году, его рост или снижение, отражает ценовую динамику произведений того или иного автора. Более убедительного аргумента, чем результаты публичных продаж, взятые за последние 3–5 лет, не существует: на него ориентируются все — и покупатели, и продавцы. Мы очень надеемся, что рынок русского искусства вскоре восстановится: цикличность рынка — его неотъемлемая черта, и в последний раз мы наблюдали это в 2012 году. Но как мы помним, затем случилась череда событий, которые отдалили его от остального мира.

AI: Существует мировая практика, когда кредитор, подтвердив ликвидность предмета залога, оставляет его у заемщика с целью дальнейшего продвижения. В этом случае коллекционер обязан застраховать вещь и соблюдать режим ее хранения. Какова политика «АРТКредита» в этом направлении?

Е. М.: В основу «АРТКредита» мы закладывали индивидуальный подход к работе с каждым клиентом, поэтому такой вариант не исключен. Тем не менее, учитывая все риски, работу правильнее оставить в надежном хранилище. Плюс мы не должны забывать, что пандемия временно лишила коллекционера большинства инструментов по продвижению своего собрания — в частности, работу невозможно отправить на международные выставки.

А. К.: Если же речь пойдет об экспонировании в одном из ведущих российских музеев (скажем, владелец принесет нам запрос на участие работы в выставке Третьяковской галереи), то с соблюдением всех страховых норм мы будем готовы на это пойти. За время выставки работа вырастет в цене — и коллекционеру будет приятно вернуть ее назад, ведь получится, что рост ее рыночной стоимости в процентах оказался выше комиссии по кредиту.

AI: Каков ценовой диапазон работы, под которую вы готовы выдать кредит, и на какой срок он выдается?

Е. М.: Это может быть работа как за $10 тыс., так и за $10 млн. Говоря о минимальной стоимости работы, нужно понимать, что мы будем работать с ликвидным искусством — то есть с тем, которое может быть продано в случае неплатежеспособности клиента. Другими словами, если молодой художник принесет нам работу, оценив ее в $1 тыс., — скорее всего, мы ее не возьмем, Но, в случае признанных художников мы можем рассматривать диапазон от $1 тыс. — например, графику. Мы готовы принять любое произведение искусства, в котором будем уверены. Минимальный срок выдачи кредита — один день. Максимальный срок выдачи кредита определяется законодательством РФ и составляет 1 год, но на практике договор заключается на 1 месяц — и автоматически продлевается на более длительный срок, который фактически не ограничен.

AI: Какова процентная ставка «АРТКредита»?

Е. М.: На данный момент действует сниженная процентная ставка на кредит в рублях — 3 % в месяц.

AI: Есть ли у вас приоритеты по виду или направлению искусства? Например, живопись или скульптура, русский авангард или соцреализм?

Е. М.: Таких предпочтений нет. Наш приоритет — идеальный провенанс и ликвидность работы.

AI: Какие еще услуги по управлению коллекциями вы можете предоставить коллекционеру — имеются в виду компании ARTinvestment.RU и «АРТ-Курьер»? Ведь у владельца, помимо принесенной вам вещи, есть и другие предметы — возможно, ваша консультация или грамотная работа с ними спасет его от того, что ему придется заложить и остаток коллекции?

Е. М.: В ближайшее время ARTinvestment.RU запускает полноценную услугу консалтинга коллекции. Она включает не только распространенную поддержку в покупке-продаже работ, но и повышение их стоимости путем систематизации коллекции, экспертиз, проверки провенанса, публикаций, выставочной работы и подготовки к передаче собрания в наследство.

А. К.: Помимо уже упомянутой логистики, мы можем проконсультировать по вопросам включения предметов искусства в выставочную практику крупных музеев, взять на себя переговорный процесс и оформление арендных отношений — это принятая международная практика. Включение работы из частного собрания в состав выставки и опубликование в музейном каталоге повышает ее стоимость на 15–20 %. Это лучшее, что можно сделать для провенанса работы. И мне, и Егору, клиенты часто звонят с вопросами: где оформить работу в раму, как правильно повесить, какое освещение подобрать, где отреставрировать? Это как «сервис одного окна».

Вопрос аудитории: С такой монополией можно сдать оригинал, а получить хорошую копию. Как это решается?

А. К.: Когда мы принимаем вещь на хранение, оформляется акт приема-передачи. В нем очень подробно описывается внешний вид и состояние работы, которая принимается на хранение. Фактически невозможно найти в мире две полностью идентичные работы одного и того же автора — с кракелюром или другими особенностями. Получая работу обратно, владелец сличает оба акта — в том числе описание и фотографии. С этой стороны подлог невозможен. Не говоря уже и о том, что на рынке искусства важнейшую роль играет репутация: «АРТ-Курьер» дорожит ею и своими коллекционерами уже почти четверть века.

Е. М.: «АРТКредит» тем и уникален: его организовали не люди с деньгами, которые решили создать ломбард, а профессионалы рынка искусства с опытом, репутацией и влиятельным информационным ресурсом. Наша цель — увеличить продажи на рынке искусства, обеспечив людей свободными деньгами, сделать так, чтобы у коллекционеров не остыло желание покупать искусство. Они должны понимать, что, случись что, их актив ликвиден даже без фактической продажи самой работы.

Вопрос аудитории: Можно ли использовать хранилище «АРТКредита» как депозитарий?

А. К.: «АРТ-Курьер» предоставляет полный спектр услуг по логистике предметов искусства — и это не только транспортировка, но и хранение и страхование работ. Естественно, помимо того, что будет храниться в партнерстве с ARTinvestment.RU, у нас давно и надежно содержатся и другие активы. За услугой хранения вы всегда можете обратиться отдельно.

Вопрос аудитории: Кроме картин, принимаете ли вы под залог фарфор, статуэтки и другие виды декоративного искусства?

Е. М.: Мы включили некоторые объекты декоративно-прикладного искусства в наш перечень — но одновременно вынуждены были ужесточить требования к ним. Например, поскольку на рынке фарфора циркулирует крайне высокое число подделок, такие предметы будут приниматься только при наличии устраивающих нас документов: подтверждений провенанса, дарственных и экспертных заключений.

Вопрос аудитории: Ювелирное искусство входит в ваши планы?

Е. М.: В ближайшем будущем — нет, поскольку весь наш профессиональный опыт относится к искусству изобразительному. Между тем компаний по кредитованию под залог ювелирных украшений на рынке сегодня достаточно много. Но если это будет предмет ювелирного искусства, созданный художником, например золотой браслет Ай Вейвея в виде стилизованной арматуры, то именно «АРТКредит» увидит в нем дополнительную ценность, кроме стоимости самого металла.

Контакты компании «АРТКредит»:
+7 (985) 016-52-78
+7 (495) 641-04-71
price@art-credit.ru
www.art-credit.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20201001_ArtCredit.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20201001_ArtCredit.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».