Катя Медведева. 35 лет в искусстве
К 35-летию творческой деятельности Кати Медведевой приурочена персональная выставка, которая открывается сегодня, 1 февраля, 2011 года в зале № 14 ЦДХ. Ожидается, что выставка продлится две недели
В этом году Катя (Екатерина Ивановна) Медведева отметит творческий юбилей — 35 лет в искусстве. Художница вспоминает, что 10 апреля 1976 года была организована ее первая выставка — в клубе работников торговли, где она в тот момент трудилась. То, что для карьерного художника является плановым событием, для Медведевой означало второе рождение. Со всех сторон — сложнейший, волевой, поворотный поступок. Начинающей художнице тогда было 39 лет. Работала она в очень уязвимом перед неподготовленной публикой наивном стиле. И к тому же в стране контролируемого художественного процесса, в которой внесистемный художник просто не имел возможности зарабатывать на жизнь своим искусством. Крутись как хочешь или переходи в лигу «художников выходного дня». Катя свое право быть художником отстояла. Без звезд с неба, а с помощью старого русского рецепта «терпенье и труд».
Чего ей это стоило, знают лишь ее друзья и близкие. Но сегодня де факто Катя Медведева — бронебойный патрон в обойме русского наивного искусства. Настолько мощный, что порождает дискуссию: можно ли профессионального художника примитивистского стиля относить к искусству наивному. Медведева действительно выбивается из общего ряда. Чуткий живописец, колорист, она часто переигрывает на классе. Что особенно бросается в глаза на ретроспекциях наивного искусства.
Медведева давно уже востребована и успешна. При этом ее работы были и остаются доступны людям со средним достатком. Пусть и в меньшей степени, чем раньше. За годы сформировался широкий круг искренних ценителей. Причем не вынужденных «теоретиков», а практических владельцев работ. Для собирателей русского наивного искусства работы художницы служат естественным стержнем коллекции. Но лучшие работы Медведевой включают в свои собрания даже те коллекционеры, которым в целом не близка тема примитивизма. Ее имя, в частности, можно найти в сборнике «Другое искусство» в числе участников резонансной «Ретроспекции творчества московских художников. 1957–1987» — в выставке 1987 года, объединившей десятки художников на Профсоюзной, 100, которую с большим трудом удалось отстоять кураторам Леониду Талочкину, Леониду Бажанову, Андрею Ерофееву и Виталию Пацюкову. В Москве Медведева работает с начала 1980-х годов. Мастерские друзей, круг художников Профсоюзной… Она долго дружила и работала с легендарным экспрессионистом Владимиром Яковлевым, в чем-то опекала его . Сохранились кадры любительской съемки Яковлева за работой (пленка Эрика Багдасаряна), на которой Катя Медведева трогательно уговаривает увлекшегося Яковлева поберечь глаза, отдохнуть, сделать перерыв.
Первая персональная выставка Кати Медведевой в Москве состоялась в 1981 году. В 1994-м и 1997-м художница участвовала в Международной триеннале наивного искусства ИНСИТА (Братислава), где от России было представлено 30 авторов, включая Татьяну Еленок, Елену Волкову, Любовь Майкову и Леонида Пурыгина.
В последнее время за год обычно проходит две персональные выставки в Москве, несколько персоналок в регионах и несколько групповых выставочных проектов с участием ее работ. По сегодняшним меркам очень хороший интенсивный режим — признак неослабевающего интереса к творчеству. Медведева, в частности, постоянный участник ФЕСТНАИВов (например, в 2007 и 2010). Пожалуй, самой громкой выставкой последних лет стала персоналка «Душа моя живопись» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в феврале 2004 года.
При стопроцентной узнаваемости, ее картины очень разные. Периоды поисков и экспериментов сменяются спокойными, как правило, более декоративными периодами разработки найденных идей. В эти периоды Медведева работает на пике вдохновения и нужно ловить эти работы, даже с переплатой, не дожидаясь выгодных оказий. Наиболее известны и популярны у коллекционеров темы балета и очень декоративные пейзажи древних русских городов. Казалось бы, в рамках коммерческой логики это должно было привести к конвейеру сплошных танцовщиц и видов Старой Ладоги. Но это далеко не так. Видно, что ее сюжеты — всегда отзыв на позитивные и драматические процессы в окружающем мире, концентрация личных впечатлений и внутренних переживаний. Иногда сильно в ущерб коммерческой стороне — кому ж из коллекционеров нужны жесткие, проблемные «политические» сюжеты? Вместе с тем такой подход — верный показатель искренности творчества, его непокорности конъюнктуре. В последние лет семь на ее холстах все чаще появляются религиозные сюжеты. Но в целом идею картин всегда определяет яркость впечатлений — новая прочитанная книга, воспоминания о путешествии, телевизионная передача. В прошлом году, например, из поездки в Америку Катя привезла десятки роскошных работ, вдохновленных огнями далеких городов. Сильные эмоции конвертировались в очень энергичную живопись. Избалованная картинками, публика до обидного мало знает графику Медведевой. Без яркого акрила и люрекса, в скупых выразительных средствах становится особенно заметен талант рисовальщика. Ее букеты или те же балерины, но в акварели имеют совершенно особое «звучание». Вещи, порой, настолько не похожи на живопись, что даже насмотренный человек малодушно поищет подпись.
Нередко бывает, что сильные картины, перенесенные из выставочного пространства в условия квартиры, вызывают дискомфорт у владельца. Утомляют, начинают раздражать без всякого формального объяснения. С картинами Кати Медведевой ничего подобного не случается. Вещи очень добрые. Вещи очень русские (недаром их любят иностранные коллекционеры). Тянутся к ним и взрослые и дети. Несколькими работами сам окружен больше шести лет — знай только иногда меняй местами. С новыми гостями интересно: «Что за художница Катя Медведева?» «Сколько ей лет?» «Как 74? Не может быть». Вообще, доброта, человечность — это вещи определяющие в ее творчестве. И в судьбе, пожалуй, тоже. Художница, которой крепко доставалось в жизни, по-прежнему находит доброе слово для своих зрителей.
Работы Кати Медведевой представлены в Московском музее-усадьбе «Царицыно», Доме народного творчества в Москве, Муниципальном музее наивного искусства в Москве, Музее Шарлоты Цандер в Германии, других музейных и частных собраниях.
К 35-летию творческой деятельности Кати Медведевой приурочена персональная выставка, которая откроется 1 февраля 2011 года в зале № 14 ЦДХ. Ожидается, что выставка продлится две недели.
Фоторепортажи с выставок Кати Медведевой на форуме ARTinvestment.RU.
Тем, кому интересно разобраться в истории наивного экспрессионизма, можно порекомендовать следующие книги:
Философия наивности. Составитель А. С. Мигунов. Издательство Московского университета. 2001.
Ксения Богемская. Понять примитив. Спб. Алетейя. 2001.
Ксения Богемская. Наивные художники России. Спб. Алетейя. 2009.
Каталоги выставок ФЕСТНАИВ'07 и ФЕСТНАИВ'10.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20110201_katya__medvedeva.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20110201_katya__medvedeva.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.