Катя Медведева. 35 лет в искусстве
ARTinvestment.RU 01 февраля 2011
К 35-летию творческой деятельности Кати Медведевой приурочена персональная выставка, которая открывается сегодня, 1 февраля, 2011 года в зале № 14 ЦДХ. Ожидается, что выставка продлится две недели
В этом году Катя (Екатерина Ивановна) Медведева отметит творческий юбилей — 35 лет в искусстве. Художница вспоминает, что 10 апреля 1976 года была организована ее первая выставка — в клубе работников торговли, где она в тот момент трудилась. То, что для карьерного художника является плановым событием, для Медведевой означало второе рождение. Со всех сторон — сложнейший, волевой, поворотный поступок. Начинающей художнице тогда было 39 лет. Работала она в очень уязвимом перед неподготовленной публикой наивном стиле. И к тому же в стране контролируемого художественного процесса, в которой внесистемный художник просто не имел возможности зарабатывать на жизнь своим искусством. Крутись как хочешь или переходи в лигу «художников выходного дня». Катя свое право быть художником отстояла. Без звезд с неба, а с помощью старого русского рецепта «терпенье и труд».
Чего ей это стоило, знают лишь ее друзья и близкие. Но сегодня де факто Катя Медведева — бронебойный патрон в обойме русского наивного искусства. Настолько мощный, что порождает дискуссию: можно ли профессионального художника примитивистского стиля относить к искусству наивному. Медведева действительно выбивается из общего ряда. Чуткий живописец, колорист, она часто переигрывает на классе. Что особенно бросается в глаза на ретроспекциях наивного искусства.
Медведева давно уже востребована и успешна. При этом ее работы были и остаются доступны людям со средним достатком. Пусть и в меньшей степени, чем раньше. За годы сформировался широкий круг искренних ценителей. Причем не вынужденных «теоретиков», а практических владельцев работ. Для собирателей русского наивного искусства работы художницы служат естественным стержнем коллекции. Но лучшие работы Медведевой включают в свои собрания даже те коллекционеры, которым в целом не близка тема примитивизма. Ее имя, в частности, можно найти в сборнике «Другое искусство» в числе участников резонансной «Ретроспекции творчества московских художников. 1957–1987» — в выставке 1987 года, объединившей десятки художников на Профсоюзной, 100, которую с большим трудом удалось отстоять кураторам Леониду Талочкину, Леониду Бажанову, Андрею Ерофееву и Виталию Пацюкову. В Москве Медведева работает с начала 1980-х годов. Мастерские друзей, круг художников Профсоюзной… Она долго дружила и работала с легендарным экспрессионистом Владимиром Яковлевым, в чем-то опекала его . Сохранились кадры любительской съемки Яковлева за работой (пленка Эрика Багдасаряна), на которой Катя Медведева трогательно уговаривает увлекшегося Яковлева поберечь глаза, отдохнуть, сделать перерыв.
Первая персональная выставка Кати Медведевой в Москве состоялась в 1981 году. В 1994-м и 1997-м художница участвовала в Международной триеннале наивного искусства ИНСИТА (Братислава), где от России было представлено 30 авторов, включая Татьяну Еленок, Елену Волкову, Любовь Майкову и Леонида Пурыгина.
В последнее время за год обычно проходит две персональные выставки в Москве, несколько персоналок в регионах и несколько групповых выставочных проектов с участием ее работ. По сегодняшним меркам очень хороший интенсивный режим — признак неослабевающего интереса к творчеству. Медведева, в частности, постоянный участник ФЕСТНАИВов (например, в 2007 и 2010). Пожалуй, самой громкой выставкой последних лет стала персоналка «Душа моя живопись» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в феврале 2004 года.
При стопроцентной узнаваемости, ее картины очень разные. Периоды поисков и экспериментов сменяются спокойными, как правило, более декоративными периодами разработки найденных идей. В эти периоды Медведева работает на пике вдохновения и нужно ловить эти работы, даже с переплатой, не дожидаясь выгодных оказий. Наиболее известны и популярны у коллекционеров темы балета и очень декоративные пейзажи древних русских городов. Казалось бы, в рамках коммерческой логики это должно было привести к конвейеру сплошных танцовщиц и видов Старой Ладоги. Но это далеко не так. Видно, что ее сюжеты — всегда отзыв на позитивные и драматические процессы в окружающем мире, концентрация личных впечатлений и внутренних переживаний. Иногда сильно в ущерб коммерческой стороне — кому ж из коллекционеров нужны жесткие, проблемные «политические» сюжеты? Вместе с тем такой подход — верный показатель искренности творчества, его непокорности конъюнктуре. В последние лет семь на ее холстах все чаще появляются религиозные сюжеты. Но в целом идею картин всегда определяет яркость впечатлений — новая прочитанная книга, воспоминания о путешествии, телевизионная передача. В прошлом году, например, из поездки в Америку Катя привезла десятки роскошных работ, вдохновленных огнями далеких городов. Сильные эмоции конвертировались в очень энергичную живопись. Избалованная картинками, публика до обидного мало знает графику Медведевой. Без яркого акрила и люрекса, в скупых выразительных средствах становится особенно заметен талант рисовальщика. Ее букеты или те же балерины, но в акварели имеют совершенно особое «звучание». Вещи, порой, настолько не похожи на живопись, что даже насмотренный человек малодушно поищет подпись.
Нередко бывает, что сильные картины, перенесенные из выставочного пространства в условия квартиры, вызывают дискомфорт у владельца. Утомляют, начинают раздражать без всякого формального объяснения. С картинами Кати Медведевой ничего подобного не случается. Вещи очень добрые. Вещи очень русские (недаром их любят иностранные коллекционеры). Тянутся к ним и взрослые и дети. Несколькими работами сам окружен больше шести лет — знай только иногда меняй местами. С новыми гостями интересно: «Что за художница Катя Медведева?» «Сколько ей лет?» «Как 74? Не может быть». Вообще, доброта, человечность — это вещи определяющие в ее творчестве. И в судьбе, пожалуй, тоже. Художница, которой крепко доставалось в жизни, по-прежнему находит доброе слово для своих зрителей.
Работы Кати Медведевой представлены в Московском музее-усадьбе «Царицыно», Доме народного творчества в Москве, Муниципальном музее наивного искусства в Москве, Музее Шарлоты Цандер в Германии, других музейных и частных собраниях.
К 35-летию творческой деятельности Кати Медведевой приурочена персональная выставка, которая откроется 1 февраля 2011 года в зале № 14 ЦДХ. Ожидается, что выставка продлится две недели.
Фоторепортажи с выставок Кати Медведевой на форуме ARTinvestment.RU.
Тем, кому интересно разобраться в истории наивного экспрессионизма, можно порекомендовать следующие книги:
Философия наивности. Составитель А. С. Мигунов. Издательство Московского университета. 2001.
Ксения Богемская. Понять примитив. Спб. Алетейя. 2001.
Ксения Богемская. Наивные художники России. Спб. Алетейя. 2009.
Каталоги выставок ФЕСТНАИВ'07 и ФЕСТНАИВ'10.
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20110201_katya__medvedeva.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20110201_katya__medvedeva.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн