Литература: Анна Арутюнова. Арт-рынок в XXI веке
Первая книга о рынке искусства, созданная российским автором
Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента
Автор: Анна Арутюнова
Год издания: 2015, 2017 (2-е издание)
Объем: 232 страницы
Издательство: Высшая Школа Экономики, Москва
ISBN: 9785759812876
Когда в 2008-м году канадский экономист Дональд Томпсон выпустил свой бестселлер «Чучело акулы за $12 млн», многие поверили, что сдернутые с арт-рынка покровы обнажили его полностью и навек. «Что еще можно рассказать о рынке искусства?» — недоумевали одни. «Что еще позволит арт-рынок сообщить о себе?» — говорили другие, более понимающие. Оказалось, позволит, и немало: следующая книга Томпсона, «Супермодель и фанерный ящик» (2014) вышла чуть менее разоблачающей, но такой же богатой фактами, а стоимость всех упомянутых предметов искусства в сумме даже превысила таковую из первой книги. Громкие имена и фантастические суммы вместо привлечения новых покупателей создавали иллюзию элитарности мира искусства, вселяя неуверенность в большинство читателей относительно их вкусов и возможностей кошелька. Как следствие, с начала 2010-х годов, с подачи подобных изданий и разгоняющих ценовой ажиотаж СМИ, многие читатели невольно остановились в развитии, так и не сделав шаг из любителей искусства в покупателей, а из покупателей — в знатоков коллекционеров.
При этом о самой природе коллекционирования, одного из столпов арт-рынка, ни одно из западных изданий не писало. А в российском поле такая книга как раз появилась. Ее автор, искусствовед Анна Арутюнова на момент выхода первого издания (2015) была едва ли не наилучшим кандидатом на ее создание. Аспирант исторического факультета МГУ, выпускница международного кураторского курса при фонде биеннале Кванджу (Южная Корея) к середине 2010-х успела поработать практически со всеми значимыми российскими изданиями, создавая материалы о взаимодействии искусства и рынка для Openspace, ART+AUCTION, Black Square, The Art Newspaper Russia, «Артгида», пятничных «Ведомостей» и др. Понимая природу арт-рынка и обладая базовыми знаниями по истории искусства, Анна предложила в своей работе принципиально новый подход к изложению традиционного набора рыночных фактов, пропустив цифры через четыре фильтра: экономический, искусствоведческий, философский и социологический. В итоге книга получилась не только демонстрирующей, но и объясняющей; не только провоцирующей, но и примиряющей все стороны рынка.
Скажем, впервые в литературе была доступно изложена классификация подходов к коллекционированию предметов искусства, показаны основные мотивации покупателей. Впервые объединены в один раздел биеннале и арт-ярмарки, ввиду исторической причинно-следственной связи возникновения и продолжения их незримого союза в наши дни. Большое количество детальных примеров касается не только художников из числа звезд первой величины, но и небольших объединений, а также локальных рынков, опыт которых одинаково может быть масштабирован и в условных США, и в безусловной России. «Рынок искусства в XXI веке» не компиляция из работ студентов Института искусств Sotheby’s (чем, по слухам, грешат многие западные авторы), а история арт-рынка, дошедшая из первых рук к рыночному специалисту с искусствоведческим образованием, выстаивающим факты в логическую систему. Систему, одинаково понятную и полезную как любителю искусства, так и его профессиональному исследователю.
Тем же, кто с началом пандемии внезапно открыл для себя, что качественное искусство может стоить гораздо дешевле, чем в заголовках о вечерних продажах на Christie’s, остается лишь посочувствовать: сразу видно, о книге «Рынок искусства в XXI веке» вы узнали только сейчас. Впрочем вы потеряли всего пять лет, зато стали умнее и состоятельнее: читайте, учитесь, коллекционируйте!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200715_literature_21.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200715_literature_21.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


