- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Художник недели: Вагрич Бахчанян
ARTinvestment.RU 18 сентября 2017
Большинство наших людей, родившихся в СССР, Вагрича на самом деле знают и регулярно цитируют. Даже если думают, что не знают. «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью», «Бумажник — оружие пролетариата», «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи»…
… а еще любимое «Бей баклуши — спасай Россию». Все это отнюдь не «музыка и слова народные». Это все Вагрич Бахчанян. Его афоризмы-лозунги, ушедшие в народ. Периодические ему самому их кто-то пересказывал — дескать, слышал такое? «Слышал. Я сам это и придумал», — отвечал художник.
Вагрич Акопович Бахчанян (1938, Харьков —2009, Нью-Йорк) — самоучка во всем своем великолепии. Да такой, что не просто «университетов не кончал», а даже в восьмом классе не доучился. С самой юности в советской системе Бахчанян был «гранатой не той системы». Отправь его на завод — разведет там дриппинги по Джексону Поллоку. Выгони его с харьковского завода — захочет выставку в Париже. И это не метафора. Из Харькова проштрафившийся концептуалист и неодадаист, можно сказать, и вовсе еле ноги унес: наивно пытался передать свои работы во Францию при содействии француза-преподавателя языка. Но спецслужбы были начеку — уберегли. Чекисты все никак не могли взять в толк, что СССР по-настоящему угрожали отнюдь не художники, а самые что ни на есть преданные партийные работники да комсомольцы. В общем, в тот раз вместо восторженной прессы в Париже художник Бахчанян получил фельетон «В поисках поклонников» в харьковской газете. Куда было деваться из Харькова? В Москву, конечно.
Где его тоже не особо ждали. Прописки не было. А без нее в те времена нельзя было устроиться на постоянную работу. И все же столица есть столица, совсем уж пропасть интеллигентному человеку не даст. Были издательства, была «Литературная газета» с либеральной 16-й полосой. Сам Бахчанян спустя 30 лет вспоминал, что попасть туда удалось буквально с улицы, без связей и без протекций. Ничего этого тогда было не нужно. Если коллаж или рисунок подходил редакции, то публиковали и платили. Без предрассудков. И это был хороший заработок. Позже спасала работа в журналах — «Знание — Сила», «Юность», «Советский экран». Некоторые названия ассоциируются с легендарным Соболевым-Нолевым, с Кабаковым, с Соостером, со сретенской группой. В Москве — о, чудо! — у Бахчаняна случались и выставки. Например, в кафе «Синяя птица» в 1968 и 1969 годах. Считается, что либерализм этой площадки объясняется желанием властей понимать и контролировать, что происходит вне официального искусства. Что обычной публике туда было попасть сложно, а доступ получали преимущественно специально отобранные люди. Тем не менее цензура там была минимальная. И в «Синей птице» выставлялись Кабаков, Булатов, Беленок, Соостер, будущие изобретатели «соц-арта» Комар и Меламид (работавшие тогда еще не вместе, а по отдельности) и другие первые имена неофициального искусства. В Москве Вагрич Бахчанян — Бах — стал любим и известен в полуподпольных кругах. Здесь его он стал одним из главных людей в жанре коллажной графики. Здесь в начале 1970-х появились его рукописные книги-объекты. Кроме работы с издательствами, стали появляться и другие занятия. Так, в 1973 году Вагрич сделал декорации к спектаклю «Палата номер 6» театра-студии Марка Розовского.
Но время вышло. Гайки начали потихоньку закручивать. Даже либеральную «Литературку» начало штормить по политической линии: начальство выдавало четкие формулировки, каким теперь должен быть коллаж. Вольница заканчивалась, и Бахчанян решил уезжать.
«Армянину на 150 %» (потому что даже мачеха была армянка), Вагричу сделали приглашение по еврейской линии и разрешили выезд, несмотря на национальность. Как он сам иронично вспоминал, стал пионером нееврейской эмиграции. На удивление, так оказалось тоже можно. И не одному ему. В частности, позже по той же схеме разрешение эмигрировать получил его харьковский друг поэт Эдуард Савенко, которому Вагрич-то и придумал псевдоним Лимонов. В 1974 году Бахчанян прилетел в Вену. Там вскоре устроили его выставку, предлагали остаться в Австрии, но художник с семьей уехал в Америку.
Он потом жалел, что не остался в Вене. Но сильно позже. А в первые годы в Америке рядом были друзья Сергей Довлатов, Александр Генис, вдохновенная работа над журналами «Семь дней» и «Новый американец». Еще была книжная графика, обложки, собственные проекты с утра до вечера. Правда, с деньгами всегда было сложно. А с выставками и того хуже. Галерейная индустрия Америки не приняла русского «художника слова» с текстовыми метаформами, понятными только русским. За 34 года жизни в США у Бахчаняна за океаном не было ни одной персональной выставки. Только редкие групповые. В середине 2000-х он признавался, что нужно было оставаться в Австрии. А еще — что с удовольствием уехал бы в Москву, если бы было где жить.
В Москву художник все-таки приезжал в 2003 году, спустя 29 лет после эмиграции. Москва понравилась. Здесь художника по-прежнему любили и помнили. Здесь наконец-то прошли его важные музейные и галерейные выставки. Здесь будут изданы его книги. Будут сняты фильмы («Вагрич и черный квадрат» 2014 и др.). По словам самого Бахчаняна, в Москве ему было интереснее, чем в Нью-Йорке. Но когда спросили, через сколько лет ждать в следующий раз, Вагрич по привычке отшутился: «Собираюсь приезжать каждые 29 лет». Увы, слова своего он не сдержал. 12 ноября 2009 года в США на фоне тяжелой болезни художник принял решение уйти из жизни.
Обработка, переосмысление и публикация творческого наследия Вагрича Бахчаняна продолжаются до сих пор. Его новые книги продолжают выходить спустя годы после смерти. В 2010 году в серии «Библиотека московского концептуализма» (издательство коллекционера Германа Титова) вышла книга «Вагрич Бахчанян. Сочинения». А только что, в 2017-м, увидела свет его книга «Не хлебом единым. Меню-коллаж». Возможно, через какое-то время переиздадут давно распроданную книгу «Мух уйма» — и именно с нее я советовал бы начать знакомство с творчеством художника. Это как раз из тех книг, которые стоит открывать на любой странице в любой непонятной ситуации: улучшение настроения гарантировано.
Теперь про рынок. Он специфичен. У Вагрича ведь не случайно не сложилось с галереями. Он узнаваемый, тиражируемый, но при этом поразительно некоммерческий автор. Многие искрометные ироничные вещи Вагрича выполнены зачастую в маленьком размере, словно специально не на продажу. Это маленькие листочки с коллажами, рисуночками, тетради, книжки, реже фотодокументации. А рынок просит другого. Если соц-арт, то подайте сюда холсты/масло метр на метр. А лучше два на три. Да поярче. Чтоб как у Комара с Меламидом, как у Кабакова с Булатовым и Васильевым. А камерные форматы, извините, лишь на особых ценителей. Вагрич сопротивлялся рынку тридцать лет, но в середине 2000-х все же пришлось принять эти правила. Он сделал несколько работ, в которых, по сути, перенес свои ранние коллажи на полутораметровые холсты. Как рассказывала в интервью Генису вдова художника Ирина Бахчанян: «Это была дань условиям рынка… Не хотел делать, страшно ныл и очень переживал на эту тему, но все-таки сделал!». По иронии судьбы действующий аукционный рекорд для творчества Бахчаняна был установлен как раз парой таких полутораметровых холстов. В 2010 году диптих «Владимир Набоков. Лолита» был продан на Sotheby’s за $35 000. До кризиса 2008 года несколько его узнаваемых метровых «Сталин-тестов» были проданы в диапазоне $10 000–15 000. На русских торгах 2016 года несколько коллажей были проданы за $4 000–8 000. Цена, как всегда, зависит от года, от размера, от узнаваемости темы, от сюжета и от статуса торговой площадки.
На российском аукционном рынке цены на графику Бахчаняна регистрировались в разы ниже, но и вещи предлагались на порядок проще. Обычно 5 000–10 000 рублей за маленькие рисунки. Коллаж «Ты едешь?», который с понедельника продается на нашем AI Аукционе, — это первый случай появления на торгах в России работы Бахчаняна по-настоящему крепкого коллекционного формата. Работа по духу очень «баховская», очень убедительная. В основе — раскрашенный военный плакат, на который наклеены коллажные буквы. Сюжет «Ты едешь?» известен с 1970-х годов и для многих актуален и поныне. Важно, что такой же коллаж воспроизведен в книге «Мух уйма». Ну а живьем, не удержусь — добавлю, выглядит вообще супер.
Источники: liveinternet.ru, artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20170918_vagrich_bakhchanyan_artist_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20170918_vagrich_bakhchanyan_artist_auction.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год