Художник недели. Лев Нусберг
Основателю группы «Движение», лидеру «русских кинетов», талантливому художнику и выдающемуся организатору этим летом исполнилось 80 лет
Смотришь на архивные фото — с технологичными авангардными конструкциями, светомузыкой, «мобилями» и «вертушками» — и диву даешься. Как такое могло возникнуть и существовать в СССР? Да, пусть в «оттепель», в начале 1960-х — начале 1970-х. Оттепель — это же смотря с чем сравнивать. Людоедства стало меньше, но времена-то на дворе стояли вовсе не «травоядные». В «оттепель», если вспомнить, за экономическую деятельность были расстреляны «валютчики» Рокотов, Файбишенко и Яковлев. В 1960-е творческих людей уже арестовывали и высылали за «тунеядство» (вспомним «окололитературного трутня» Бродского). В ту же «оттепель» многие художники всерьез ждали тюрьмы после разноса от Хрущева на «Манеже-1962». И карательная психиатрия уже была не в новинку, а уж заработать «волчий билет» за подозрение в нелояльности и инакомыслии было проще простого. Словом, у государства был весьма обширный арсенал средств давления на художников и других творческих людей. Так что феномен «кинетизма», становление «движенцев» произошли, конечно, не благодаря, а вопреки официальной доктрине советской культуры и искусства. Новое и смелое пробивалось где-то хитростью, где-то благодаря обескураживающей напористости, где-то благодаря тайным симпатиям со стороны мыслящих людей. И конечно, благодаря роли личности в истории. Кинетам в этом смысле повезло. В стране, где «настоящих буйных мало», их движение повел молодой и увлеченный Лев Нусберг. Собрал целую армию. Считается, что в момент расцвета группа «Движение» объединяла около 80 человек.
Что для художественного процесса значил Нусберг? На выставке «Время движения», прошедшей в 2014 году в московской галерее ArtStory, художник-кинет Сергей Зорин рассказал историю, как в 1969 году движенцы Нусберга готовили выставку в честь 50-летия советского цирка в Манеже. Пересказываю по памяти. Аврал. Не успевают. Работы идут день и ночь. Нусберг ездит по Манежу на подножке грузовика — раздает указания. Рабочие, монтажники валятся с ног. Сварщик говорит: «Все, больше нет сил». Нусберг в ответ: «У тебя дети есть? Вот 500 рублей. Вари!». И работа продолжалась. Проект был, понятно, совсем не в духе соцреализма. Спутник — да, был. Но рядом висел какой-то «птеродактиль» и другие невообразимые вещи. За день до открытия работы пришел проверять Мельников — заместитель всевластной Екатерины Фурцевой. Смотрит: «Антисоветчина! Разрезать все! Пожарных! Милицию!» Приказ отдан. Но Нусберг не растерялся. За час, пока не подтянулся наряд, кого нужно напоили, обзвонили (чтобы народу на выставку побольше пришло) и… Забаррикадировали Манеж. Милиция пришла — Нусберг не открыл. Пообещали всех посадить — Нусберг все равно не открыл. Не открыл милиции. В Советском Союзе. И надо же, ломать не стали. Возможно потому, что наутро ждали Фурцеву, которые такие вопросы решала только сама.
Фурцева приехала. Ей открыли. Вокруг - роботизированные скульптуры, светомузыка, пантомима, подсвеченный барельеф Ленина, спутник со звездой. Для народа будет не все понятно, но советская символика на месте. И разрешила. Выставка после этого с успехом шла еще два месяца. А не возьми Нусберг ответственность, дай слабину, подчинись законным требованиям властей — и все. Было б всё насмарку.
Так и жили, выживали, пробивались. Где-то авантюрно, где-то, может, и деспотично, но группа «Движение» просуществовала около 13 лет, за которые русские кинеты сделали десятки выставок. Группа дала истории русского послевоенного неофициального искусства несколько крупных имен. Те же Франциско Инфантэ и Вячеслав Колейчук какое время работали в составе или были близки к группе. А что сам Нусберг? Помню как в 2014 году бывшие кинеты вспоминали, что у Нусберга кроме организаторских способностей была прекрасная рука. Как художника его ценили. И до сих пор высоко отзываются. В литературе, в мемуарах, в воспоминаниях Нусберг и кинетизм — это отдельная большая глава. Почему же тогда в последние лет двадцать Нусберг почти исчез из поля зрения?
Этому есть простое объяснение. Лев Вольдемарович навсегда уехал из СССР слишком давно, более 40 лет назад, в 1976 году. Поток информации о нем превратился в тонкий ручеек. В первые годы эмиграции у него состоялось несколько выставок в странах Западной Европы и США. Но вероятно, разрыв со своей средой, субкультурой, единомышленниками, зрителями сыграл свою роль. Зато стали доходить известия о коллекции Нусберга. Художнику удалось разыскать и собрать работы русского авангарда, включая даже рисунки Малевича. В итоге часть коллекции Нусберга в 2000-х была успешно продана русским коллекционерам.
Рынок произведений самого кинета Нусберга сегодня остается преимущественно дилерским и галерейным. Оригинальную живопись и графику, которая выставлялась на аукционах, пока можно пересчитать по пальцам (тиражка не в счет). Единственная публичная продажа на международных аукционах первого ряда — гуашь «Японский флаг» 1962 года, за которую на Sotheby’s в прошлом году отдали $5 465. Действующий же аукционный рекорд был установлен на торгах в Москве в октябре 2016 года: метровая геометрическая живопись 1962 года была продана за $34 845. Работы Нусберга на аукционы попадают редко. Но попадают. В частности, до пятницы на AI Аукционе будет продаваться геометрическая тушь 1961 года. Хорошая возможность для коллекционеров.
Что еще почитать по теме на AI:
Льву Нусбергу — 75!
Нусберг Лев Вольдемарович. Биография
Форум AI: Кинеты в галерее ArtStory
«Время движения / Полвека русского кинетизма» в ГАЛЕРЕЕ ARTSTORY
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20170710_lev_nussberg_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20170710_lev_nussberg_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.