Художник недели: Лусиен Фрейд
ARTinvestment.RU   11 декабря 2013

8 декабря исполнился бы 91 год одному из самых узнаваемых и прославленных современных художников, «современному классику», писавшему английскую королеву, внуку знаменитого Зигмунда Фрейда — Лусиену Фрейду

8 декабря исполнился бы 91 год одному из самых узнаваемых и прославленных современных художников, «современному классику», писавшему английскую королеву, внуку знаменитого Зигмунда Фрейда — Лусиену Фрейду.

Не всякий художник и после смерти достигает той славы, которая выпала Фрейду при жизни. А при жизни был он легендарно успешен и знаменит. Его работы выставлялись (и выставляются) в музеях и в известных галереях, продаются с рекордными, феноменальными результатами на крупнейших аукционных площадках вроде Sotheby’s и Christie’s.

Лусиен Майкл Фрейд родился 8 декабря 1922 года в Берлине, в семье архитектора Эрнста Людвига Фрейда, младшего сына психоаналитика Зигмунда Фрейда. Архитектурная фирма Эрнста Фрейда приносила неплохой доход, позволяющий Лусиену с братьями (он был средним из трех сыновей) посещать лучшие школы в Берлине. Впереди ждала обычная устроенная жизнь представителя среднего класса. Однако в его судьбу вмешалась история: еврейское происхождение (и по отцовской, и по материнской линии) и политика Германии 1930-х годов были несовместимы. С приходом к власти нацистов положение Фрейдов становилось всё более шатким, и в 1933 году, спасаясь от воцарившегося в стране нацизма, семья Фрейдов переехала в Лондон (к 1936-му Лусиен Фрейд уже имел английское подданство).

Судя по всему, Лусиен не сразу вписался в английское общество: он постоянно менял школы (раз даже был отчислен за агрессивное поведение), не выказывал никакого рвения в учебе, прогуливал занятия, с трудом усваивал общеобразовательную программу. Его школьное обучение можно даже назвать слегка обрывочным. Не менялось только одно — его увлечение искусством. Существует даже легенда, что в 1938 году, когда Лусиену было 16 лет, он, желая проверить свои силы, отправил на конкурс в Центральную школу искусств (Central School of Arts and Crafts) вырезанную из песчаника фигуру трехногой лошади. Неожиданно для автора скульптура эта произвела на судей такое впечатление, что Лусиена приняли в эту школу незамедлительно. Однако он и там надолго не задержался и следующий, 1939 год встретил в Школе живописи и рисунка Восточной Англии (East Anglian School of Painting and Drawing) в Дадхеме, занимаясь под руководством известного художника Седрика Мориса. Школа живописи в Дадхеме и манера преподавания Мориса пришлись по душе Фрейду настолько, что он проучился там два с лишним года (рекордный для него срок). Обучение прервалось в 1941-м — Фрейд вступил в армию и целый год провел на Адриатике, — и возобновилось в 1942-м, но уже в Голдсмитсоновском колледже Лондонского университета (до 1943).

В 1944 году в лондонской галерее Alex Reid & Lefevre состоялась первая персональная выставка Фрейда. Основными ее экспонатами были нетипичные для его зрелого творчества работы, первоначально предназначавшиеся для книжной графики: в 1943-м по просьбе знакомого редактора Фрейд делал иллюстрации к книге Николаса Мура «Стеклянная башня». Среди сюжетов набросков для книги главными были пальмы и чучело зебры — они-то и встречались чаще всего на стенах галереи.

В юности Фрейд был весьма эпатажен и одиозен. Его друг и однокашник Френсис Бэкон вспоминал, что тот и зимой и летом появлялся в старом ветхом пальто, рассказывая, что пальто — семейная реликвия и принадлежало самому Зигмунду Фрейду… Еще более «семейной реликвии» окружающих неприятно поражала любовь Фрейда к изображению чучел и тушек животных. Говорят, Лусиен объяснял это тем, что таким образом он может лучше изучить форму, структуру и фактуру тела животного. В чем есть, конечно, своя логика: чучело ведь не переменит положения и никуда не убежит.

В ранних работах Фрейд явно был увлечен европейским модернизмом. В 1946 году он провел несколько месяцев в Париже и в Греции. Навестил своих друзей-художников (например, Джона Крэкстона на острове Порос), а также ближе познакомился с современными художественными течениями. Сегодня в его ранних работах специалисты особо выделяют влияние немецкого экспрессионизма (что Фрейд всегда отрицал — он всю жизнь открещивался от всего немецкого и не провел ни одной выставки в Германии и Австрии), а также сюрреализма. С другой стороны, простота колорита, сложность композиции, подчеркнутая плоскостность изображения в некоторых портретах кисти Фрейда (а портреты, да и вообще изображение человека всегда были его приоритетными живописными мотивами) явно напоминают о нидерландской средневековой живописи.

После греческого Пороса, в 1952-м Фрейд съездил еще в Дублин — повидаться с художником Патриком Свифтом — и в Париж (в 1953-м), где женился на леди Каролин Блеквуд. (Это был второй и официально — но только официально — последний его брак. Фрейд был очень любвеобильным человеком; молва приписывает ему около 40 детей от разных женщин, хотя признал он только 14). После женитьбы Фрейд с женой вернулся в Лондон, где до самого конца жизни жил и работал почти безвыездно.

Дела в Лондоне у молодого (ему было чуть больше 30 лет) художника с самого начала пошли очень хорошо. Его манера была вполне узнаваемой, работы — яркими, во многом, в первую очередь композиционно, новаторскими. И конечно, без заказов он не сидел. Более того, в 1951 году ему предложили представить одну работу на Британском фестивале, что было настоящим признанием и немыслимой честью для такого молодого художника. Этой работой стал «Интерьер в Паддингтоне» — портрет Гарри Даймонда, фотографа из Ист-Энда,

В 1950-е годы Фрейд писал в основном портреты — он писал их много, на заказ и по дружбе, оттачивая в них свое мастерство. Тщательно прописывал внешнее сходство, но за ним (и благодаря ему) зримо выступала внутренняя суть модели. Интимно. Без прикрас.

Свободную манеру письма, когда от плоскостного выписывания черт лица и деталей фигур художник переходит к широким, быстрым, экспрессивным пастозным мазкам, Фрейд нашел уже к середине 1950-х. В это время в его творчестве появляется все больше ню (именно что только появляется, свою первую обнаженную фигуру во весь рост он закончил только к 1966 году), и, как следствие, меняется общий колорит. От спокойных, приглушенных природных тонов Фрейд все больше уходит к телесным оттенкам. Ему интересно человеческое тело, человеческая плоть, ее структура, фактура, цвет и оттенки, их он стремится передать с максимальной точностью.

1960-е годы — это годы ню. Он пишет обнаженных мужчин и женщин в разных позах, обнаруживая больше исследовательский, нежели чувственный интерес к телу, которое в работах 1960-х скорее видится инструментом для решения композиционной и колористической художественных задач. В этот период Фрейд практически полностью отказывается от кистей, предпочитая выписыванию тонких линий размашистые, свободные мазки щетками с длинной щетиной и мастихином. Поверхность его работ часто в буквальном смысле обретает плоть — настолько густо художник использует краски, раз за разом пытаясь создать фактуру поверхности человеческого тела.

А в 1970-х его работы обретают масштаб. Теперь Лусиен Фрейд не боится большого пространства. Он много работает с крупным форматом — и холста, и моделей. Мастерство его таково, что даже раблезианские фигуры на его огромных холстах не кажутся излишне громоздкими или подавляющими. В этом он, пожалуй, идет за Тицианом и Рубенсом, которых, к слову, не раз называл среди своих любимых авторов.

С начала 1970-х Фрейд много и успешно выставляется, сначала в крупнейших музеях Англии, а затем и Европы и мира. 1976-й — год «Лондонской школы», группы, созданной американским художником Рональдом Китаем. Фрейд присоединился к ней, вместе с Леоном Коссоффым, Фрэнком Ауэрбахом, Майклом Эндрюсом, Фрэнсисом Бэконом и др. «Лондонская школа» выступала за фигуративное искусство, разные виды реализма, противопоставляя свое творчество «провинциальному и ортодоксальному авангардизму» — волне абстрактного искусства, захлестнувшей в этот период всю Англию и Европу. Фрейд не изменил своих взглядов на фигуративность до самого конца жизни. Более того, его работы (портреты и ню) максимально, предельно реалистичны, даже натуралистичны. В этой своей натуралистичности он иногда балансирует на самой границе фигуративности, впрочем не переходя ее.

Последние десятилетия жизни Фрейд, уже признанный и известный мастер реалистической живописи, почти не выходил из мастерской. Он писал портреты и ню, нередко приглашая в качестве моделей друзей, знакомых, любимых женщин. В череде образов людей из ближайшего окружения случались и исключения — например, портреты Елизаветы II, которая приходила позировать для портрета в его мастерскую (!), или любимицы художников Кейт Мосс.

Занятно, что портреты друзей-художников часто продолжались в своеобразных живописных диалогах — например, не меньшей популярностью чем портреты Бэкона работы Фрейда, пользуются изображения Фрейда, вышедшие из-под руки Бэкона. Более того, триптих Бэкона с изображением Лусиена Фрейда недавно обновил рекорд самых дорогих продаж современных художников.

Фрейд неоднократно выставлялся в крупнейших музеях Европы. В 2002 году Лувр организовал в Гран Пале выставку «Констебль: выбор Лусиена Фрейда», в которой, по замыслу организаторов, «один великий английский художник имеет честь быть представленным французской публике другим великим английским живописцем»; в том же 2002-м состоялась масштабная ретроспектива в галерее Тейт. Такого прижизненного почета удостаиваются редкие художники.

Десять лет спустя, в 2012-м в Национальной портретной галерее в Лондоне была устроена первая посмертная выставка «Портреты Лусиена Фрейда». На выставке, целью которой было показать творческий рост и эволюцию манеры художника, было представлено 100 работ из музеев и частных коллекций; в ее подготовке принимал участие и сам Фрейд до своей смерти 20 июля 2011 года.

А в 2013 году работы Фрейда в свои музеи впервые заполучила его историческая родина (дед художника, психоаналитик Зигмунд Фрейд был выходцем из Австрии). С 8 октября 2013 по 6 января 2014 года в Венском музее истории искусств проходит ретроспектива Лусиена Фрейда. 43 живописные работы специально отобраны так, чтобы дать наглядное представление обо всех этапах творческого пути Фрейда, начиная с одного из первых его автопортретов (1943) и заканчивая незавершенной работой «Портрет с собакой», находившейся на мольберте в мастерской в последние дни жизни.

Что касается арт-рынка, то там его ценили и продолжают ценить не меньше чем в музейно-выставочной среде. На открытых торгах его работы выставлялись около 600 раз. Пиковыми для Фрейда стали 2007–2008 годы, когда он одно время даже возглавлял рейтинг ныне живущих художников.

Рекордным для Фрейда стал результат картины «Спящий инспектор по пособиям»: крупномасштабное, полтора на два метра, полотно с изображением уснувшей на кушетке обнаженной женщины ушло за 33 641 000 долларов на Christie’s (Нью-Йорк) 13 мая 2008 года. На втором месте в тройке самых дорогих работ — похожая по сюжету картина «Обнаженная с отражением» (1980), проданная 30 июня 2008 года на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s (Лондон) за 10 500 000 фунтов (20 951 700 долларов). Третье место пока принадлежит работе «Айб и ее муж» (1992), доставшейся новому владельцу за 17 250 000 долларов на нью-йоркских торгах Christie’s 13 ноября 2007 года.

Неплохо продается Фрейд и сегодня. Например, 25 июня 2013 года на Christie’s (Лондон) небольшой (14 × 20) рисунок «Прогулка до офиса» 1948 года был продан за 505 875 фунтов (781 071 долларов).

Источники: gif.ru; 7days.ru; khm.at; wien.info; buro247.ru; golos-ameriki.ru; thecreatorsofart.wordpress.com; tg-m.ru; forum.artinvestment.ru; forum.artinvestment.ru; artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131211_freud.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20131211_freud.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх