Рынок русского искусства в России. Итоги 1 квартала 2025 года
ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на российских аукционах
От редакции: перед вами — вторая, измененная и дополненная, редакция статьи, изначально опубликованной 22 апреля. К сожалению, мы были вынуждены временно ограничить доступ к исследованию, учитывая поступившую к нам информацию. Суть ее в следующем: после успешных продаж большого количества произведений искусства, состоявшихся в I квартале 2025, к ряду аукционных домов (включая AI Аукцион) обратились владельцы данных работ с просьбой… выставить их на торги. И если бы речь шла только о спекулятивных сделках (быстро купил — еще быстрее продал), что не сильно красит арт-рынок, но присутствует всегда! Но нет: оказалось, что эти активы изначально не были проданы, несмотря на публично зафиксированные итоги ряда аукционов. Проблем в таком «подходе» две, и они гораздо серьезнее банального надувания спекулятивного пузыря: во-первых, ставится под сомнение чистота самих данных — за которыми AI пристально следит с 2007 года, предлагая лишь заявленную самими продавцами информацию; во-вторых, данная механика работы ставит новых продавцов в изначально невыгодную, проигрышную позицию. Посудите сами: если предыдущая сделка состоялась лишь на бумаге (однако была зафиксирована открыто и публично), к тому же по высокой цене молотка, то аукциону N, которому предлагается «перепродать» данную работу, необходимо не просто найти покупателя, но и мотивировать его данную ценовую планку превысить — иначе в базах данных торгов будет зафиксировано, что аукцион N с задачей продать дороже элементарно не справился (а значит, это отметят владельцы и понесут работы к кому-то другому — например, на аукцион X, который по бумагам все и всегда продает). К сожалению, по нашей информации, некоторые аукционы приняли именно такую схему работы — что в будущем выразится в снижении общих показателей CAGR русского искусства при повторных продажах (которые, по сути, не повторные, а единственные).
Стремясь не только к объективности данных, но и к объединению усилий всех игроков российского арт-рынка ради его качественного роста, AI отложил публикацию данной статьи; а тем временем связался с коллегами по рынку для разъяснения своей позиции и поиска совместных решений ради недопущения таких ситуаций в будущем (как можно предположить, мы открыто общаемся и поддерживаем отношения между собой, поскольку конкуренция — это двигатель роста, а обмен мнениями — залог честной игры). В итоге нам было обещано, что к окончанию II квартала 2025, когда настанет время публикации полугодового отчета, подобные ситуации будут сведены к минимуму, а цифры — актуализированы с учетом правдивой и перепроверенной информации. Мы привыкли доверять коллегам на слово, а потому:
• из настоящей версии статьи удалены некоторые данные, которые читатель AI со стажем привык видеть в квартальных отчетах;
• к моменту выхода отчета о I полугодии 2025 (начало июля) мы рассчитываем вернуться к прежнему формату материалов, при условии что наши источники публичной информации (российские аукционы) примут правила добросовестной конкуренции, на которые согласились пойти в устных беседах;
• если же к указанному моменту ситуация не изменится, мы будем считать себя вправе вынести разговор в публичную плоскость, с единственной целью — оградить коллекционеров и любителей искусства от неправдивой информации, которая может легко привести читателей AI к неверным решениям и финансовым потерям.
С прошлого сезона ARTinvestment.RU выпускает ежеквартальные аналитические отчеты по продажам русского искусства на внутренних и западных аукционах. В этот раз мы начали анализ продаж первого квартала 2025 года с западных аукционов — а сегодня разберем внутрироссийские.
Всякий раз, когда предыдущий календарный год показывает невиданный ранее результат — как в случае 2024-го, завершившего с рекордной суммой $50,3 млн, — рынок входит в новый сезон с изрядной долей опаски, а любой свежий результат воспринимает с подозрением. Если аукционный оборот превосходит прошлые показатели — стало быть, формируется новый спекулятивный пузырь. Остается на прежнем уровне — значит, рынок входит в стагнацию. А стоит продажам хоть на каком-то участке года замедлиться — арт-рынку приписывают затяжной кризис. В I квартале 2025 года объем продаж русского искусства на внутрироссийских аукционах ненамного, но превзошел аналогичные цифры годичной давности — $12,9 млн против $12,3 млн. Стоит ли расслабляться или беспокоиться? Разберемся вместе: правда, как обычно, кроется в деталях.
Основные цифры за I квартал 2025 года выглядят следующим образом:
Итоги I квартала 2025 года: уверенное расширение рынка, но с четырьмя нюансами
Начнем с очевидного: рынок русского искусства на внутреннем аукционном пространстве продолжает расти — по крайней мере количественно. Число аукционных домов, работавших в сегменте, за год почти удвоилось (+88 %), увеличилось и общее количество художников (+67 %), чьи работы были выставлены на торги. На 51 % выросло количество авторов проданных работ, хотя их доля от общего числа авторов незначительно снизилась — с 52 % до 47 %. Последнее изменение вполне закономерно: расширение ассортимента за счет менее известных имен не означает «актуализацию» этих имен в глазах коллекционера. Рынок готов покупать лишь проверенных авторов; а иные художники, бывает, попадают на торги, не успев провести не то что маркетинговую, а порой даже информационную кампанию, — отсюда и негативный (но закономерный) результат.
Объем продаж вырос на 5 % по сравнению с цифрами аналогичного периода 2024 года, что выглядит скромно, но стабильно — особенно на фоне сразу 52%-ного прироста количества лотов, участвовавших в торгах. Однако две цифры заставляют задуматься: средняя цена проданного лота упала на 22 %, а превышение среднего эстимейта сократилось с 21 % до 13 %. Другими словами, покупатель стал прижимистее, а торги — менее горячими. На этом фоне самым положительным итогом можно считать увеличение общего числа проданных лотов на 35 %, что сигнализирует о живом интересе к рынку в целом — даже без прежнего ажиотажа, выраженного в средних ценах.
Топ-20 продаж: торжество классиков и отрыв Васнецова
Если смотреть на первую двадцатку продаж сезона, становится ясно: внутренний рынок русского искусства продолжает жить под знаком музейной классики. Возглавил список Виктор Васнецов с работой «Богомольцы» — ее результат $1,6 млн сразу в несколько раз превосходит цену второй работы в рейтинге. Подобного разрыва не было с середины 2023 года. Зато по количеству попаданий в топ выделяется Кустодиев: сразу три его работы вошли в двадцатку.
Отметим довольно ровную структуру цен со второго места по двадцатое — без типичной для нашего арт-рынка «разбежки» в сотни процентов. Возможно, торги теряют в ажиотаже, однако обретают устойчивость; пусть и в пределах от $100 тыс. до $300 тыс. — но когда мы в последний раз наблюдали подобное?
Топ-10 по капитализации: один дороже всех, и все — дешевле одного
В первом квартале 2025 года капитализация художников (суммарная стоимость проданных работ) наглядно демонстрирует баланс между спросом и предложением. С одной стороны — абсолютный лидер Васнецов, обеспечивший себе первое место одной-единственной работой на $1,55 млн. С другой — Кустодиев с четырьмя проданными лотами, общим результатом в $512 тыс. и более «земной» средней стоимостью ($128 тыс.). Что-то подсказывает: окажись на торгах в одночасье несколько работ Виктора Михайловича — рекордный результат был бы «поделен» между этими произведениями. Пример Кустодиева иллюстрирует данное утверждение как нельзя лучше.
Схожая картина наблюдается у Грабаря, Серебряковой, Архипова и Виноградова: все они вошли в рейтинг благодаря нескольким продажам, но их средняя стоимость не превышает $190 тыс. Самый «распределенный» в ценовом выражении результат показал Горбатов: три работы по достойной средней цене в $168 тыс. Стабильный (и без снижения ценовой динамики) спрос, как и год назад, показывает Эрнст Неизвестный — 10 проданных работ, суммарно на $243 тыс., говорят о готовности рынка покупать качественные произведения мастера даже при наличии расширенного предложения.
Объем вместо цены: два мира — два подхода
В квартальных анализах прошлого сезона мы сводили данные по количеству проданных работ в единый рейтинг, но в этот раз разделили художников на две таблицы. Как мы знаем, рынок (в том числе российский) все явственнее поляризуется: одни коллекционеры ищут редкие и дорогие лоты, другие — формируют коллекции с невысоким чеком, но системно. Обе стратегии обоснованы и присутствуют на глобальном рынке — от Нью-Йорка до Гонконга.
Разделение рейтинга на две таблицы — с порогом средней цены в $10 тыс. — позволяет точнее зафиксировать оба вектора интереса. Первая таблица — это условно «средний+» сегмент: работы с более высокой ценой, часто выпущенные в единственном экземпляре или лимитированные издания, ориентированные на инвестиционный потенциал или статус владельца. Вторая таблица представляет рынок входа, больше отражая коллекционирование как непрерывный процесс, состоящий из часто повторяющихся действий (покупок). Здесь ключевым фактором становится не цена единичного лота, а совокупность интереса, оборота (ликвидности автора) и доверия к аукциону. Оба сегмента крайне важны: один поддерживает ценовую репутацию, второй — динамику оборота. Примечательно, что некоторые художники уверенно чувствуют себя в обоих пространствах. Но главное — спрос есть, и он все более адресный.
Лидером по количеству проданных лотов в верхнем сегменте (>$10 тыс.) стал Эрнст Неизвестный: 10 работ с впечатляющей средней ценой $24,3 тыс. За ним — Оскар Рабин (9 работ) и Константин Коровин (7 работ), оба с уверенными результатами в среднем диапазоне $13–14 тыс. Особое внимание привлекает Борис Кустодиев: всего 4 лота, но средняя цена превысила $128 тыс., что подчеркивает его статус музейного уровня. Вся десятка демонстрирует устойчивый спрос на имена, уже закрепившиеся в сознании коллекционеров-инвесторов.
Сегмент «доступного коллекционирования» (<$10 тыс.) уверенно возглавляет Владимир Немухин с 18 проданными работами — его итоговая капитализация составила $108 тыс., а средняя цена осталась в «комфортных» $6 тыс. Столь же стабильный интерес — у Татьяны Мавриной (17 лотов) и Андрея Забиронина (14 лотов), хотя ценовой уровень у них ощутимо ниже. Эта таблица фиксирует живой интерес к работам доступного сегмента — здесь могут и родиться будущие звезды, и уйти с торгов декоративные открытки под видом высокого искусства. Одним словом, азарт нужно совмещать с осторожностью.
Аукционные дома: олигополия сохраняется
В первой редакции статьи этот раздел был проиллюстрирован таблицей с рейтингом продавцов искусства по количеству и объемам продаж. Мы временно убрали ее из отчета — частично из-за своей позиции, изложенной во вступлении; однако решающим был другой аргумент. Посудите сами: количество аукционов с прошлого года выросло с 8 до 15; с одной стороны, невероятный рост, с другой — не меньшая ответственность аналитиков перед игроками рынка. Мы прогнозировали появление новых (или возрождение замерших) аукционных домов на фоне активизации продаж искусства — это неизбежная составляющая успеха, которого российский арт-рынок сумел добиться в изоляции (пусть и усилиями 2–3 основных игроков). Кроме того, мы понимали, что любой громкий публичный успех неминуемо приведет к появлению новых продавцов из других, не связанных с искусством сфер, которым аукционный формат покажется «легкой, но прибыльной, прогулкой» (что на самом деле есть каторжный труд на всех уровнях — от искусствоведов-экспертов до владельцев). К слову, не удивляйтесь, если по итогам полугодия строй аукционных домов в России снова сократится, — это будет результатом не честной конкуренции, а неоправданных ожиданий «верного успеха», не подкрепленных ничем, кроме призраков быстрого заработка.
Чего мы не смогли предвидеть, так это нежелания новых игроков следовать правилам сферы, в которую их приняли и окружили публичным вниманием. Так, три новые публичные площадки (без имен) сразу начали «за упокой» — то есть сходу ограничили доступ к результатам своих торгов, перепутав аукционный бизнес с галерейным. Ряд других новичков не продали в I квартале вообще ничего — хотя очень старались и заслужили уважение коллег. Другие аукционы, наоборот, на бумаге продали 100 % работ, вызвав справедливые вопросы (главный из которых — почему до сих пор таких талантливых управленцев не перекупили Sotheby’s и Christie’s, для которых 85 % проданных лотов является показателем сверхуспешных торгов?). Поэтому объединение всех продавцов в одной таблице, с ранжированием по публичным результатам, нам показалось некорректным: кому-то такой подход может подрезать крылья, другим — выдать ничем не заслуженные похвалы.
Надеемся, что к лету данная политика будет пересмотрена — все-таки публичный арт-рынок изначально создавался для определения ценовых ориентиров и повышения доверия к искусству со стороны покупателей и инвесторов, а улучшения благосостояния отдельных его фигурантов можно добиться и через дилерский сегмент. Но — что безусловно приятно — рост числа игроков говорит о том, что формат аукциона за последний год был однозначно признан главной движущей силой внутрироссийского арт-рынка. А тройка ведущих домов — AI Аукцион, Совком и Московский Аукционный Дом — сохраняют олигополию, оставаясь главными регуляторами российского арт-рынка с совокупной долей в 90,4 % от общего объема продаж.
В качестве краткого итога: цифры I квартала 2025 года превзошли показатели прошлого сезона, продолжив победное шествие отечественного арт-рынка. Звучит убедительно? Вполне. При этом не забываем, что наиболее показательным у нас исторически является II квартал — громких продаж (или серьезных падений) следует ждать не раньше мая. Покупать стали больше, но дешевле — это международный тренд, не на него ли мы всегда втайне равнялись? При этом коллекционер стал разборчивее — пожалуй, главный положительный итог, с которым согласятся даже скептики.
А пока давайте сделаем ставки: какие аукционные дома добавятся к действующим на рынке к концу IV квартала 2025 — филиалы западных или восточные? Что-то подсказывает: придут и те, и другие.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250506_Q1_RusSales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250506_Q1_RusSales.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.