1903–1979
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, живописец, книжный иллюстратор, театральный художник, педагог
Учился в Москве в Школе живописи и рисования К. Юона и И. Дудина (1915–1916), в студии И. Машкова (1917–1918), в ГСХМ (1918–1921) сначала у И. Машкова, а затем у А. Шевченко, на графическом факультете Вхутемаса — Вхутеина (1921–1927) у Н. Купреянова и Н. Павлинова, в 1927-м — у В. Фаворского. Последний оказал большое влияние на его творчество, привив интерес к ксилографии. Дипломной работой А. Гончарова стали иллюстрации к поэме «Пугачёв» С. Есенина (гравюры на дереве).
В 1924 с А. Дейнекой и Ю. Пименовым организовал «Объединение трех» и участвовал в его составе в 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924, Москва).
Один из основателей Общества станковистов (ОСТ, 1925–1932), участвовал во всех четырех выставках Общества, на которых экспонировал как живописные, так и графические работы. Современные художнику критики отмечали разносторонность его дарования: «Разнообразие таланта А. Гончарова проявляется не только в гравюре. А. Гончаров является и живописцем. В ряде полотен, выставленных им на периодических выставках ОСТа, он показал себя не только хорошим колористом, но и рисовальщиком. Область театра также захватывает нашего художника, в результате имеющего ряд постановок». В отличие от других остовцев, ориентировавшихся на отображение современности, обратился к историческим сюжетам, например на 4-й выставке ОСТа экспонировалась его картина «Смерть Марата» (1927). В 1928 в Казани состоялась первая персональная выставка А. Гончарова. В том же году он участвовал во Всесоюзной полиграфической выставке (Москва) и был награжден дипломом.
Был экспонентом объединений «4 искусства» (1925–1931), «Октябрь» (1930), РАПХ (1931). Член МОССХ с 1932 года.
Начиная с 1920-х много занимался книжной графикой, оформлял книги для издательств ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Искусство», Academia, «Художественная литература», «Молодая гвардия» и др. Выполнил иллюстрации к книгам: И. Крылов «Мартышка и очки» (1922), А. Блок «Двенадцать» (1924), Р. Акульшин «О девочке Маришке, о свинье ужасной и звездочке красивой» (1927), О. Гурьян «Ахмет и огород». Стихи. (1927), Бус Таркингтон «Приключения Пенрода» (1929), Любовь Тэйн «Школьники (Дневник мальчика)» (1929), Н. Шер «Джаник и Кирюша» (1930), С. Злобин «Салават Юлаев» (1929), А. Пушкин «Анчар» (1930), В. Бианки «По следам» (1930), О. Гурьян «Пионеры пришли» (1930), А. Марков «Письмо о фарфоре» (1931) и др.
В 1920–30-х работал как театральный художник. Оформил спектакли: «Соломенная шляпка» Э. Лабиша (1924, Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, Москва); «Смерть мистера Марапита» К. Давидовского (1927, 4-я студия МХАТа, Москва, совместная работа с Ю. Пименовым); «Мстислав Удалой» И. Прута (1932), «Бойцы» Б. Ромашова (1933; оба — в ЦТКА, Москва).
Участвовал в создании фильма «Лавры мисс Эллен Грей» («Рекорд», 1935, киностудия «Восток-фильм») и др.
Занимался монументальной живописью. Вместе с группой студентов Вхутемаса расписал стены клуба в г. Рузе (1921). Создал панно «Похищение Европы» (1929) в фойе Московского театра-студии под руководством Ю. Завадского, панно «Концерт на заводе» для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937), панно «Хлопок» (1939) для павильона на ВСХВ и др.
Преподавал на отделении изобразительного искусства этнологического факультета Первого МГУ (1924–1938), во Вхутемасе — Вхутеине (1924–1926, ассистент В. Фаворского по курсу «Графические дисциплины»), на изокурсах Фрунзенского районного отдела народного образования (1927–1929), в ленинградском Вхутеине (1929–1930), МПИ (1930–1934, 1948–1979), МИИИ (1934–1938), в ИПК художников-графиков при Московском горкоме графиков (1938–1940), МИПиДИ на факультете монументальной живописи (1948–1949). В 1958 получил звание профессора.
Участвовал в выставках: Первая Государственная передвижная выставка картин (1925, Москва, Саратов, Сталинград, Казань, Нижний Новгород), «Гравюра СССР за 10 лет» (1927, Москва), выставка художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции (1928, Москва), выставка немецких художников (1928, Берлин), Первая передвижная выставка живописи и графики (1929, Москва), выставка современной графики (1929, Ереван), юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет» (1932, Ленинград; 1933, Москва), художественная выставка «XV лет РККА» (1933, Москва; 1934, Ленинград, Киев; 1935, Харьков), «Индустрия социализма» (1939, Москва), «Героический фронт и тыл» (ноябрь 1943 — сентябрь 1944, Москва), всесоюзные художественные выставки 1947 и 1950 (обе — Москва), выставка живописи, скульптуры, графики и работ художников театра и кино Москвы и Ленинграда (1955, Москва), выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников (1957, Москва), «40 лет ВЛКСМ» (1958, Москва) и др.
Произведения А. Гончарова часто экспонировались на зарубежных выставках: международная выставка «Искусство книги» (1927, Лейпциг, Нюрнберг), «Графика и книжное искусство в СССР» (1929, Амстердам), «Современное русское искусство» (1930, Вена), выставка советской графики и книги (1930, Лондон), выставка советского искусства (1930, Берлин), международная выставка «Искусство книги» (1931, Париж; 1932, Лион), XVIII Международная выставка искусств (1932, Венеция) и др.
На Всемирной выставке в Париже (1937) получил Гран-при и золотую медаль.
В 1943–1945 работал в журнале «Фронтовой юмор», а затем главным художником выставки «Политработа в частях 3-го Белорусского фронта».
В 1950–70-х, не оставляя станковой живописи и графики, продолжал работать в области монументальной живописи, занимался книжной графикой, оформлял театральные постановки.
Автор книг по изобразительному искусству: «Об искусстве графики» (1960), «Художник и книга» (1964). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), член-корреспондент АХ СССР (1973), народный художник РСФСР (1979). Лауреат Международной премии им. И. Гутенберга (1971), Государственной премии СССР (1973).
Персональные выставки: 1928 (Казань), 1934 (две выставки), 1946, 1955, 1958, 1959, 1960 (все — Москва), 1962 (Ленинград), 1965, 1984 (обе — Москва).
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе