1897–1994
График, сценограф, фотограф
Из семьи инженера-путейца. Общее образование получил в начальной школе при семинарии. Учился в Художественно-ремесленной мастерской декоративной живописи Харьковского общества грамотности (1911–1914) у Л. И. Тракала и на одном курсе с В. Д. Ермиловым, Харьковском художественном училище (1915–1918) у А. А. Кокеля, М. Р. Пестрикова, А. М. Любимова; в училище познакомился с Г. А. Цапком и В. В. Бобрицким.
Жил в Харькове. Занимался росписями церквей под руководством художника-декоратора А. Г. Гончаренко (1914–1915). Работал помощником театрального декоратора М. Я. Офенгендта в Летнем театре оперетты (1915). В 1916–1917 вместе с В. В. Бобрицким оформил спектакль «Брандт» Г. Ибсена в Харьковском драматическом театре.
В те же годы вошел в группу харьковских кубофутуристов «Союз семи» (вместе с В. В. Бобрицким, Г. А. Цапком, Н. М. Мищенко, Н. Л. Калмыковым, Б. Цибисом, В. Дьяковым). Участвовал в издании и оформлении альбома «Семь плюс Три» (1918), оформлении поэтических сборников В. В. Маяковского, В. В. Хлебникова, Б. Л. Пастернака, нескольких номеров журнала «Колосья» (совместно с Н. М. Мищенко и Б. Цибисом), помещения артистического театра-кабаре «Дом артиста» (совместно с Г. А. Цапком и В. В. Бобрицким). В составе группы участвовал в выставке «Союза искусств» в Харькове (7 мая — 1 июня 1918).
Выполнил оформление спектаклей «Вознесение Ганнеле Маттерн» Г. Гауптмана, «Пан» Ш. ван Лерберга, «Собака садовника» Лопе де Вега, «Брандт» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Евреи» Е. Н. Чирикова (все — 1919, совместно с В. В. Бобрицким) для 1-го Харьковского советского драматического театра.
Летом 1919 покинул Харьков с частями Белой армии А. И. Деникина. В 1920 оказался в Одессе. Работал в Губиздате. Был назначен руководителем художественной мастерской при ЮгРОСТА, вскоре — руководитель обеих мастерских (плакатной и художественной) ЮгРОСТА. Работал как плакатист. Занимался оформлением агитпоездов, улиц города к революционным праздникам, в частности разработал проект украшения Пушкинской улицы к Конгрессу III Интернационала. Сотрудничал в театре «Красный факел» (спектакли «Зеленый попугай» А. Шницлера, «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу).
В июне 1921 вернулся в Харьков в связи с переводом туда мастерских ЮгРОСТА. Создавал эскизы костюмов и декораций для Государственного академического театра («Слуга двух господ» К. Гольдони, 1922); театра «Сказка» («Али-Нур (Звездный мальчик)» по О. Уайльду, 1922); театра Народного дома («Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, 1922); 1-го Государственного детского театра («Фауст в городе» А. В. Луначарского, «Бум и Юла» Н. Г. Шкляра, «Медведь и Паша» О. Э. Скриба, все — 1923; «Хубеане» А. И. Белецкого, «Колька Ступин» С. А. Ауслендера, все — 1924), Краснозаводского театра Харькова («Мандат» Н. Р. Эрдмана, «Париж (Казнь Сальва)» С. Прокофьева по Э. Золя, оба — 1925; «За двумя зайцами» М. П. Старицкого, 1928; «Комсомольцы» М. Первомайского, 1930) и других.
Член Товарищества деятелей искусства (1923). Вместе с В. Г. Меллером и Г. А. Цапком иллюстрировал альбом «Наука и религия». В качестве фотографа работал помощником оператора на съемках фильма «Земля» А. П. Довженко (1930).
В 1930–40-х работал художником в Харьковском театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко, для которого оформил спектакли «Соло на флейте» И. К. Микитенко (1932), «Мартин-Боруля» И. К. Карпенко-Карого (1934), «Ярослав Мудрый» И. А. Кочерги (1946), а также в Харьковском театре юного зрителя, где оформил постановки «Скупой» Ж.-Б. Мольера (1937), «Ивасик-телесик» А. И. Шияна (1938), «Снежная королева» Е. Л. Шварца (1939), «Бременские музыканты» братьев Гримм (1940) и другие. За оформление спектакля «Ярослав Мудрый» был удостоен Государственной (Сталинской) премии за 1947 год.
В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске (1941–1944), после возвращения жил во Львове (до начала 1950-х), затем — в Харькове.
С 1914 — участник выставок (17-я выставка Товарищества харьковских художников). Экспонировался на выставках: «Художник сегодня» (1927), 14-я областная выставка «Художники Харькова к 40-летию Октября» (1957) в Харькове, передвижной художественной выставке Объединения современных художников Украины в селе Каменском Запорожской области и Днепропетровске (1928), международной выставке театрально-декорационного искусства в Нью-Йорке (1934), выставке, посвященной творчеству великого русского драматурга А. Н. Островского в связи с 50-летием со дня смерти в Москве (1936), 2-й выставке произведений львовских советских художников, посвященной 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина во Львове (1949). Член Союза художников УССР (с 1944).
Преподавал в Харьковском художественном институте — Харьковском художественно-промышленном институте в мастерской театрально-декорационной живописи (с 1931), профессор (с 1952).
Творчество представлено во многих музейных собраниях.
Главные события российского арт-рынка — 2024. Часть 1
09.01.2025Открыт 243-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
06.01.2025Открыты 562-е торги аукциона ARTinvestment.RU
06.01.2025Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 2
27.12.2024Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе