1787–1839
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Фридрих
Скульптор, график.
Происходил из небогатой шведской семьи, младший брат архитектора И. И. Гальберга. С 1795 учился в скульптурном классе ИАХ у И. П. Мартоса. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в 1803 — малую серебряную медаль, в 1806 — большую серебряную медаль, в 1807 — малую золотую медаль за программу «Три иудейских отрока перед Навуходоносором» (барельеф). В 1808 был удостоен большой золотой медали за программу «Марфа-посадница с юным Мирославом приходит к деду своему Феодосию» (барельеф). В том же году выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.
Из-за напряженной политической обстановки и наполеоновских войн до 1818 оставался в Петербурге пенсионером ИАХ, помогал Мартосу в работе над барельефами для постамента памятника Минину и Пожарскому. В 1818 отправился в Италию, по пути побывал в Берлине, Дрездене, Вене. В Риме посещал Французскую Академию художеств, где занимался рисованием и лепкой с натуры. Пользовался советами Б. Торвальдсена. Изучал античную скульптуру.
В 1828 возвратился в Россию. В 1831 за произведения «Начало музыки» (1825), «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» (1826), выполненные в Риме, избран академиком. Преподавал в ИАХ, с 1829 состоял в должности адьюнкт-профессора, с 1831 — профессора 2-й степени по классу скульптурных фигур и орнаментов. Среди его учеников — П. А. Ставассер, Н. А. Рамазанов, А. А. Иванов. В 1836 был удостоен звания профессора без выполнения специальной программы.
Работал преимущественно как скульптор-портретист. В 1830-е создал галерею портретов современников — В. А. и А. А. Перовских (1829), И. А. Крылова (1830), Н. А. Оленина (1831), А. А. Дельвига (1831), Д. В. Голицына (1834), П. А. Кикина (1835), И. П. Мартоса (1837–1838), А. С. Пушкина (1837), О. П. Ферзен (1837) и других. Снял посмертную маску Пушкина (1837).
Обращался к монументальной скульптуре. Выполнил статую Екатерины II для конференц-зала ИАХ (1831), фигуру Еврипида для Публичной библиотеки в Петербурге (1830–1831), памятник Александру I для имения графа А. А. Аракчеева Грузино Новгородской губернии. Создал эскизы и проекты памятников Г. Р. Державину в Казани (1833), Н. М. Карамзину в Симбирске (1836). В 1830-х исполнил две «колоссальные» фигуры архангелов Михаила и Гавриила для Троицкого собора в Петербурге (1835–1836), восемь барельефов и фигуры двух ангелов для церкви Св. Екатерины при ИАХ (1832–1837). После смерти Б. И. Орловского окончил начатые им мраморные статуи «Парис» и «Фавн». Создал надгробие С. Ф. Щедрина в Сорренто (конец 1830-х).
Гальберг — выдающийся скульптор первой половины XIX века, представитель академизма. В своем творчестве ориентировался на традиции античной скульптуры, за что получил прозвище «русский Винкельман». Большинство его портретов построены по определенной композиционной схеме: погрудное изображение в фас, как правило, без драпировок. Произведения мастера отличаются лаконизмом, деликатной светотеневой моделировкой, тщательной проработкой деталей, точностью в передаче черт лица, мимики, характеров, глубиной и разнообразием образов. «Бюсты его дышат, едва не говорят… при совершенстве сходства С. И. Гальберг умеет уловить лучший, характерный для лица момент», — так отзывалась о произведениях скульптора художественная критика того времени.
Встречаются поздние отливки с форм мастера, выполненные в середине — второй половине XIX века, а также в середине ХХ столетия.
Произведения Гальберга находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе