Art Investment

Художники и цены

БИОГРАФИЯ

ЧЕРНЫШЁВ Алексей Филиппович

1824 (в некоторых источниках — 1827; Оренбург) — 7 мая 1863 (Санкт-Петербург)

Живописец, график

Из «солдатских детей», отец художника служил писарем при великом князе Михаиле Павловиче, затем при Инженерном управлении в Оренбурге. Воспитывался в доме крестной матери, где часто бывал генерал-губернатор В. А. Перовский, заинтересовавшийся его способностями. Первоначальные художественные навыки получил под руководством оренбургского иконописца А. М. Ручьева, позже — двоюродного брата, художника-самоучки А. И. Чернышёва. В октябре 1840 был исключен из военного ведомства для образования «по способностям».

В декабре 1841 отправлен Перовским в Петербург и зачислен в ИАХ вольноприходящим учеником. Занимался в пейзажном классе у М. Н. Воробьева. Получал пенсию от Общества поощрения художников. При посредничестве графа И. А. Толстого познакомился с любителем искусств и коллекционером А. Р. Томиловым, летние месяцы жил и работал в его имении Успенское. В 1845 ездил в Нижний Новгород, в 1848 — в Выборг для «снятия видов с натуры». В 1848 получил малую серебряную медаль, в 1849 — большую серебряную медаль за программу «домашняя сцена из простого быта в Финляндии» («Внутренность чухонской избы»), в 1850 — малую золотую медаль за картину «Прощание уезжающего офицера с его семейством» («Отъезд»). В 1851 за картину «Отец благословляет дочь на брак в присутствии родных» награжден большой золотой медалью и удостоен звания классного художника «по живописи домашних сцен».

Был вхож во многие богатые аристократические семьи, делал множество портретных и жанровых зарисовок в Гатчине и Царском Селе. В 1840-х — начале 1850-х составил несколько альбомов с изображением сцен из жизни императорской фамилии и придворного окружения. В марте 1849 назначен на службу в Кабинет Его Императорского Величества со званием придворного рисовальщика.

В 1853 на средства Общества поощрения художников отправлен в Италию сроком на шесть лет. По пути посетил Германию и Францию, в апреле 1854 прибыл в Рим. Писал виды с натуры в окрестностях Рима, работал в Неаполе и Сорренто. Создал картины «Молящиеся перед Мадонной пифферари», «Возвращение итальянского семейства с работ», этюды к картине «Танец тарантелла в одном из приморских виноградников». В связи с болезнью глаз не работал в течение двух лет, выезжал на лечение в Германию, некоторое время провел в Париже. В феврале 1858 вместе с А. П. Боголюбовым и Л. Ф. Лагорио предпринял путешествие на Восток, посетил Константинополь. В 1859 получил разрешение на продление пенсиона на один год для завершения начатых работ. В 1860 за представленные в Совет ИАХ картины «Нападение итальянских разбойников на дилижанс» и «Нормандские рыбаки» был удостоен звания академика.

В 1861 (1862) возвратился в Петербург. В феврале 1863 тяжело заболел и скоропостижно скончался в петербургской лечебнице Штейна для душевнобольных.

Чернышёв — один из крупнейших мастеров жанровой живописи в России середины XIX столетия, представитель академизма. «Истинный и симпатичный талант, полный юмора, наблюдательности и истинного чувства», — так отзывался о нем художественный критик В. В. Стасов. В своем творчестве испытал влияние П. А. Федотова, что сказалось прежде всего в методе раскрытия темы — жизни столичного чиновничества, городских низов, мелкого провинциального дворянства. Близость к Федотову ощущается не только в прямом сходстве отдельных типов с персонажами федотовских картин, но и в самом понимании Чернышёвым жанровой картины как художественного организма — в построении, приемах развертывания сюжета путем разделения действующих лиц на отдельные группы, каждая из которых своим содержанием раскрывает одну из сторон сюжетного замысла и в то же время органически входит в общую композицию. Напоминают о Федотове и рисунки Чернышёва. Однако в отличие от Федотова в картинах Чернышёва преобладает благодушное настроение, морализирование на темы семейных добродетелей или пассивное сочувствие обездоленным.

Творческое наследие художника сравнительно невелико; произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».