1918–1933
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Владимир Августович, Георгий Августович
Дизайнеры — оформители зданий и городских площадей, архитекторы, театральные художники, плакатисты, мастера книжного дизайна.
В 1912–1917 учились в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве у В. Е. Егорова, П. В. Кузнецова, А. С. Янова. В 1915 В. А. Стенберг выполнил декорации и скульптуры для постановок в киноателье А. А. Ханжонкова для Киевского театра оперетты (совместно с художниками Е. Ф. Бауэр и А. А. Уткиным). В 1916 В. А. Стенберг оформил около 10 постановок для театров оперетты братьев Зон, «Луна-парк» в Москве (совместно с отцом, художником И. К. А. Стенбергом).
В 1918-1920 братья Стенберги учились в Первых государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) в мастерской Г. Б. Якулова. К тем же годам относится начало совместной работы В. А. и Г. А. Стенбергов. Они работали над проектом оформления интерьеров московского клуба железнодорожников, оформляли клуб работников Управления водного транспорта, создавали эскизы декораций для спектаклей этих клубов. В 1918 создали праздничное оформление зданий Высшего Совета народного хозяйства и Главпочтамта к 1-й годовщине Октябрьской революции.
С 1919 участвовали в выставках Общества молодых художников (ОБМОХУ) в Москве, где экспонировали цветоконструкции, конструкции из стекла и металла, индустриальные модели, проекты афиш. Создали декорации к спектаклю «Царь Эдип» Софокла в Государственном Показательном театре.
Выполняли агитплакаты. В 1921 начали работать в Институте художественной культуры (ИНХУК). В 1922–1931 работали (поначалу совместно с К. К. Медунецким) в Московском Камерном театре под руководством А. Я. Таирова над оформлением спектаклей «Желтая кофта» Д. Бенримо и Д. Хазлтона (постановка не осуществлена), «Федра» Ж.-Б. Расина (совместно с А. А. Весниным), «Вавилонский адвокат» А. Б. Мариенгофа, «Гроза» А. Н. Островского, «Святая Иоанна» Б. Шоу, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (постановка не осуществлена), «Кукироль» П. Г. Антокольского, А. П. Глобы, В. Г. Зака, В. З. Масса, «Косматая обезьяна» и «Любовь под вязами» Ю. О'Нила, «День и ночь» Ш. Лекока, «Сирокко» Л. А. Половинкина, «Негр» Ю. О'Нила, «Наталья Тарпова» С. А. Семенова, «Опера нищих» Б. Брехта и К. Вайля, «Линия огня» Н. Н. Никитина.
В 1922 выполнили оформление Охотного Ряда и площади Свердлова к праздникам 1 мая и пятой годовщине Октября. Демонстрировали свои работы на первой выставке советского искусства в Берлине и Амстердаме. В «Кафе поэтов» в Москве вместе с Медунецким организовали выставку «Конструктивисты». В 1923 выполнили проектировочные и оформительские работы для павильона «Скотоводство» 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (совместно с А. А. Весниным и А. А. Экстер). С 1923 работали над созданием киноплакатов. В 1924 участвовали совместно с Медунецким (группа «Конструктивисты») в 1-й дискуссионной выставке Объединений активного революционного искусства.
В 1925–1926 на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже были награждены серебряной медалью за театральные работы; оформили площади Революции и Свердлова к праздничным торжествам. Участвовали в московской выставке киноплаката.
В 1927 выполнили проект перестройки и оформления Московского мюзик-холла. На Международной выставке в Монце-Милане (Италия) за театральные работы и киноплакаты были удостоены диплома. Экспонировали свои киноплакаты на выставке советского искусства в Японии.
В 1928 на конкурсе проектов праздничного оформления Красной площади работа художников была отмечена первой премией. С 1928 по 1962 становятся главными художниками-оформителями Красной площади к праздничным торжествам, в 1928–1932 — главными художниками Днепростроя, в 1928–1933 — главными художниками ЦПКиО им. М. Горького. В 1928–1929 оформили обложки книг, выпускаемых московским издательством «Земля и фабрика». В 1928–1931 участвовали в выставках советского искусства в Англии, Франции, Нидерландах, США, Германии. В 1929 выполнили эскизы декораций для оперы «Новости дня» П. Хиндемита (Гос. академ. Большой театр, постановка не осуществлена). Оформили представление-ревю «Туда, где льды» С. А. Воскресенского и В. Я. Типота (Московский Мюзик-холл). В 1929–1932 преподавали в Архитектурно-строительном институте в Москве на кафедре рисунка и проектирования. В 1931 выполнили проект перестройки и оформления Камерного театра и Музыкального театра массового действа в Харькове, оформили спектакль «Сон Святой Магдалины» Н. Р. Эрдмана и В. З. Масса в Московском мюзик-холле.
В 1932 участвовали в конкурсе проектов строительства здания Дворца Советов. Проект отмечен премией, но не осуществлен. Выполнили проектирование и оформление комплекса строительства Автозавода в Горьком; здания и клуба Наркомата легкой промышленности, Дворца культуры Пролетарского района (ныне Дворец культуры ЗИЛ). Принимали участие в организации Московского союза советских художников (МОССХ). В 1933 выполнили проект и оформление магистрали Москва — Минск.
В том же году погиб в автомобильной катастрофе Г. А. Стенберг. После его смерти многие работы В. А. Стенберг выполняет вместе с сестрой, Л. А. Стенберг. В 1934 В. А. Стенберг назначен главным художником-оформителем Красной и Советской площадей (1934–1962), Сокольнического района Москвы, главным художником Моссовета. В 1935 он создал декорации к спектаклю Гос. театра им. В. Мейерхольда «Одна жизнь» Е. И. Габриловича по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (постановка не осуществлена). Назначен главным художником-оформителем Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории ЦПКиО им. Горького. Создал проект планировки Юго-Западного района Москвы.
В 1936 оформил площади, магистрали, здания Москвы и Тушинский аэродром ко Дню авиации. Назначен художественным консультантом Наркомата путей сообщения СССР. Занимался художественным проектированием вагонов метро, спальных вагонов, вагонов-ресторанов и вагонов-салонов, специальных скоростных дизельных трехвагонных поездов, разработал новый тип вентиляции для Центрального вагоноконструкторского бюро. В 1939–1940 выполнил оформительскую работу к Дням авиации, Дням физкультурника, Международному юношескому дню, Дню железнодорожника. В 1941 назначен главным художником музея В. В. Маяковского в Москве.
В годы Великой Отечественной войны создавал портреты летчиков — героев Юго-Западного фронта, агитплакаты, проекты саморазгружающихся и самоохлаждающихся резервуаров для хранения горючих веществ (проекты осуществлены).
С 1945 работал вместе с сыном, С. В. Стенбергом. В 1949–1952 был главным художником Мосгороформления. В 1950 был назначен главным художником павильона «Дальний Восток» на ВСХВ. В 1954 оформил здание Политехнического музея и выставку народного хозяйства, науки и искусства Украинской ССР, посвященную 300-летию воссоединения Украины с Россией. В 1959 выполнил декоративное панно для павильона «Нефть, уголь, газ» на ВДНХ СССР. В 1961 выполнил проект оформления отдела «Нефть, уголь, газ» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже и пять декоративных панно для вводного зала. В 1968–1980 занимался восстановлением проектов конструкций, исполненных в 1918–1924, эскизов театральных декораций и макетов спектаклей Камерного театра и театра им. В. Мейерхольда.
В творчестве братьев Стенбергов прослеживается отказ от «чистого искусства» в пользу идеи индустриального конструктивизма с характерной для него функциональностью, утилитарностью. Наряду с Л. С. Поповой, А. М. Родченко, В. Ф. Степановой, они стали первооткрывателями новой сферы приложения художественных сил, каковой явился дизайн.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе