1810–1870
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Макрицкий
Живописец, график
Из семьи почтмейстера. Учился в Полтавском доме воспитания бедных дворян (1818–1822), в Нежинской гимназии высших наук князя А. А. Безбородко (1824–1830), где получил первые навыки в рисовании под руководством К. С. Павлова. В 1831 переехал в Санкт-Петербург; служил канцеляристом при Департаменте горных и соляных дел (1831–1832), писарем при журналисте экспедиции Ссудной казны санкт-петербургского опекунского совета (1832), выполнял литературные переводы для периодических изданий.
Параллельно в качестве вольноприходящего ученика посещал классы ИАХ (1831–1833); учился у А. Г. Венецианова. В 1833 уехал на родину. В 1834 вернулся в Петербург и возобновил занятия в ИАХ, с 1836 занимался в классе исторической живописи у К. П. Брюллова. В 1835 за «Портрет Е. И. Пузино» был награжден малой серебряной медалью и стал пенсионером ИАХ, продолжая занятия у Венецианова. В 1838 за картину «Святой Себастьян» и «Портрет Ф. И. Эппингера» награжден большой серебряной медалью. В 1839 за картину «Римлянка, кормящая грудью отца в темнице» получил малую золотую медаль и звание неклассного (свободного) художника.
В конце того же года уехал в Пирятин. В августе 1841 на собственные средства отправился в Италию. Жил в Риме. В 1844 и 1846 получал от ИАХ единовременные денежные пособия. В 1849 вернулся в Россию. В том же году за «Портрет преосвященного Никанора, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского», а также за другие известные Академии работы удостоен звания академика. Работал как исторический живописец, портретист, пейзажист.
С 1851 жил в Москве, где был принят на службу в МУЖВЗ (по рекомендации В. И. Григоровича). Преподавал в МУЖВЗ (1851–1861), исполнял обязанности смотрителя классов. Вел курс рисования в Константиновском межевом институте и 2-й московской гимназии. Среди его учеников — В. Г. Перов, И. И. Шишкин, И. М. Прянишников. Вел курс теории изящных искусств в МУЖВЗ и Строгановском училище технического рисования.
Автор воспоминаний о К. П. Брюллове («Отечественные записки», 1855, № 12), А. Г. Венецианове и его учениках («Отечественные записки», 1857, № 11).
Произведения Мокрицкого находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе