1900–2008
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Фридлянд
ВСЕ РАБОТЫ 79
График, сценограф
Брат публициста и фельетониста М. Е. Кольцова. Учился в реальном училище в Белостоке, Харьковском реальном училище, на юридическом факультете Киевского университета (1917–1918). Специального художественного образования не получил. Занимался рисунком самостоятельно; в реальном училище в Белостоке вместе с братом издавал рукописный школьный журнал, который сопровождал собственными иллюстрациями.
В 1918 дебютировал как карикатурист шаржами на А. А. Блока, помещенными в киевском журнале «Зритель». В 1919 занял должность секретаря редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. Сотрудничал в украинских газетах и журналах: «Коммунар», «Большевик», «Вести».
В 1922 переехал в Москву. С того же года постоянно рисовал карикатуры, посвященные важнейшим событиям международной жизни для газет «Правда», «Известия»; сотрудничал в газете «Красная звезда», журналах «Крокодил», «Огонек», «Чудак». Издал альбомы: «Политические карикатуры» (М., 1924 и 1931), «Карикатура на службе обороны СССР» (М. — Л., 1931), «Лицо врага» (М., 1931), «Выход будет найден» (М. — Л., 1932), «Политические карикатуры. 1924–1934» (М., 1935), «Фашизм — враг народов» (Л., 1937), «Фашистские интервенты в Испании» (М., 1937), «Поджигатели войны» (М. — Л., 1938), «Гитлер и его свора. Карикатуры 1942–1943» (М. — Л., 1943), «Мистер доллар» (М., 1948), «За прочный мир, против поджигателей войны» (М., 1950), «Сатира не без юмора» (М., 1960 и 1963) и другие.
Занимался плакатом. Руководил Отделом изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе (с 1920). Сотрудничал в «Киев — ЮгРОСТА» (1920–1921), «Окнах ТАСС» (1941–1945), творческо-производственном объединении «Агитплакат» (с 1963 — художник, с 1965 — главный редактор). Создал плакаты: «Деникин уничтожен. Очередь за польским панством», «Паны-бурлаки» (оба — 1920), «Истребительная война» (1941) и другие.
Оформлял книги для Госиздата, издательств «Советский писатель», «Правда» и других. Выполнил иллюстрации к книгам «Комсомолия» А. И. Безыменского (1924), «Избранные юмористические рассказы» М. М. Зощенко (1925), «Басни» (1936) и «Знакомые лица» (1950) Д. Бедного, «Веселые рассказы» (1945), «Война войне» (1951) С. В. Михалкова, «Испанский дневник» М. Е. Кольцова (1957), «Сатирические стихи, эпиграммы, сказки» С. Я. Маршака (1958). Пробовал свои силы в области театрально-декорационного искусства в Театре им. Е. Вахтангова («Раки» С. В. Михалкова; 1953), Театре им. Моссовета («Кто смеется последним» К. Крапивы; 1954), Центральном театре Советской армии («Титаник-вальс» Т. Мушатеску; 1956). Работал на киностудии «Союзмультфильм».
В 1945–1946 в качестве художника-корреспондента газеты «Красная звезда» присутствовал на Нюрнбергском процессе и выполнил серии (карандаш, тушь) портретных зарисовок главных его участников. Автор серий сатирических рисунков: «Им не опутать ложью народы» (1951), «Империализм периода заката» (1961), «О тех, кто шел на Москву» (1964–1965), «Из сатирического архива» (1967), «Историческая справка» (1972), «Сатирическая зоология» (1973–1975).
С 1925 — участник выставок (группы «Л`Аренье» («Паук») в Париже). Экспонировался на выставках «Война и искусство» в Ленинграде, «Социалистическое искусство сегодня» в Амстердаме (обе — 1930), «Плакат на службе пятилетки», «Карикатура на службе социалистического строительства» в Москве (обе — 1932) и других.
Автор мемуаров, книг и статей по вопросам искусства. За свою деятельность был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1932), народного художника РСФСР (1959), народного художника СССР (1967), члена-корреспондента (с 1954) и действительного члена (с 1975) Академии художеств СССР. Лауреат Государственных (Сталинских) премий 1950, 1951 и 1972. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Ефимов — выдающийся мастер отечественной сатирической графики; наряду с Кукрыниксами, В. Н. Дени, Д. С. Мором, является одним из создателей советской политической карикатуры, которая, с одной стороны, выступала против социальной несправедливости, фашизма, войны, с другой — была «инструментом» идеологической агитации. Ефимов активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьбе с «социал-фашистами» (социал-демократическими партиями Запада), троцкистами, бухаринцами, космополитами, генетиками, врачами-убийцами, «вражескими голосами» (радиостанциями Западной Европы, США) и тому подобное.
Произведения Ефимова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Открыт 243-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
06.01.2025Открыты 562-е торги аукциона ARTinvestment.RU
06.01.2025Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 2
27.12.2024Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе