Art Investment

БИОГРАФИЯ

АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич

5 (18) августа 1901 (Казань или Уфа) — 9 августа 1982 (Париж)

График, сценограф, художник-аниматор, режиссер

Раннее детство провел в Константинополе, где отец работал военным атташе. После исчезновения отца при невыясненных обстоятельствах вместе с семьей вернулся в Россию. Учился в Первом кадетском корпусе в Петербурге (1912–1917). В середине 1910-х увлекся искусством; получил разрешение заниматься рисованием в музее. В начале революции переехал к родственникам в Уфу, посещал Школу искусств Д. Д. Бурлюка. В 1919 оказался во Владивостоке; учился в Морском военном училище (1919).

В 1920 покинул Россию: через Японию, Китай, Индию, Египет и Англию добрался до Франции. С 1921 осел в Париже. Учился в Школе восточных языков. Познакомился с С. Ю. Судейкиным, учился в его студии и работал ассистентом Судейкина. Посещал занятия в академии Гранд Шомьер.

В 1922–1925 — декоратор-исполнитель во многих театрах и труппах: у Н. Ф. Балиева, Ж. Питоева, Ф. Ф. Комиссаржевского, Гастона Бати, Луи Жувэ и других. Участвовал в оформлении спектаклей Русского балета С. П. Дягилева и Шведского балета.

В 1923 женился на актрисе театра Ж. Питоева А. А. Гриневской; в том же году у них родилась дочь — Светлана (в будущем художник — С. А. Алексеева-Рокуэлл).

Работал в техниках рисунка пером и кистью, офорта, акватинты, литографии, ксилографии, фотомонтажа. Занимался книжной графикой. Оформил издания: «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1927), «Пиковая дама» (1928) и «Повести Белкина» (1930) А. С. Пушкина, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (1929).

Участвовал в выставке «7 иллюстраторов» (1927), «Сон в искусстве и литературе» (1939) в галерее «d`Art Contemporian»; совместной с А. В. Бродовичем выставке в галерее «J. Povolotzky» (1928); выставке русского искусства в Брюсселе (1928), Осеннем салоне (1928, 1938). Провел выставку иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (литография) в галерее «d`Art Contemporian» (1929).

В 1930 тяжелая болезнь, вызванная работой с кислотой, привела к удалению легкого и длительному лечению в санатории.

По возвращении в Париж увлекся экспериментальным кино; под впечатлением от фильмов «Механический балет» Ф. Леже и «Идея» Б. Барташа начал эксперименты в области кинематографа. Разработал способ съемки анимационных фильмов с помощью так называемого «игольчатого экрана»: вертикальной плоскости, через которую проходят равномерно распределенные иглы; обращенные острием к объективу они не видны, но при надавливании на игольчатую поверхность дают тени различной длинны; перемещением источника света и движением игл достигались интересные эффекты. В 1933 вместе с помощницей К. Паркер снял в данной технике 8-минутный анимационный фильм «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского. В том же году основал студию анимационных фильмов, в которой работали П. Гранвиль, А. Гриневская, К. Паркер, Ж. Виоле, Е. Раик. Поставил кукольно-игровой фильм «Спящая красавица». Занимался созданием рекламных роликов.

В 1940 переехал в США, где поселился у родственников помощницы К. Паркер. В 1941 получил развод и женился на Паркер. В 1943 снял в Канаде в технике «игольчатого экрана» фильм «Мимоходом».

В 1946 вернулся в Париж. Во второй половине 1940 — 1970-х создал более 50 рекламных роликов для компаний Evian, Esso, L`Oreal, Osram, Nescafe, Renault и других. Автор анимационных фильмов «Нос» по повести Н. В. Гоголя (1963, приз графа де Лануа на Международном фестивале экспериментального кино в Бельгии, диплом Международного фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене), «Картинки с выставки» (1972) и «Три темы» (1980) по музыкальным темам М. П. Мусоргского; пролог и эпилог к фильму «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. О. Уэлс, 1962). Награждался почетными дипломами за анимационные фильмы на биеннале в Венеции (1952, 1954); фестивале в Монте-Карло, призом Каннского кинофестиваля (1955). Член Французской кинематографической академии (1954). Один из основателей фестиваля мультипликационных фильмов в Аннси (1960).

Продолжал плодотворную работу в области книжной графики; оформил книги «Слово о полку Игореве» (1950), «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака (1959), «Сказки» Э.-Т.-А. Гофмана (1960), «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского (1967), «Анна Каренина» Л. Н. Толстого (1951–1957, не издано).

Провел персональные выставки в Париже (1968, 1975).

Посмертные выставки произведений состоялись в Париже (1984, 1991), Петербурге (1995 — иллюстрации к роману «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), Москве (2011 — частная коллекция Б. Фридмана); ретроспективная выставка и показ фильмов состоялись в рамках XIX ММКФ (1995).

Фонд мастерской Алексеева находится в Архивной службе Национального центра кинематографии Франции. Графические работы хранятся в Fondation Art ex East в Женеве.

Оказал значительное влияние на развитие кинематографа и мультипликации, среди учеников и последователей — С. Брекидж, Н. МакЛарен, Т. Бертон, Ю. Б. Норштейн, А. К. Петров и другие. Творчеству и жизни художника посвящены телефильмы Ж. Мусселя «Мой иллюстрированный мир» (1971), В. Г. Непевного «Сны об Альфеони» (2002); анимационный фильм Н. МакЛарена «Игольчатый экран» (1973).

Источники:
1. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917–1939. Энциклопедический словарь. СПб., 1999. С. 78–80.
2. Российское зарубежье во Франции. 1919–2000. Биографический словарь. М., 2010, т. 1. С. 37–38.
3. en.wikipedia.org

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».