График
Из крестьянской семьи. В юношестве служил приказчиком на лесных промыслах в Ветлуге. Систематического художественного образования не получил, занимался рисунком и гравюрой под руководством своего двоюродного брата Л. Ф. Овсянникова.
Учился в Петербурге: в частной гимназии, после нее — в Психоневрологическом институте (не окончил). Параллельно недолгое время посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
В 1913 дебютировал как иллюстратор в журнале «Новый Сатирикон». Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Русская икона». Помещал в театральных программах карикатуры на артистов.
В те же годы увлекся народным искусством; выполнял эскизы кустарных игрушек (барыни, казаки, генералы, кони), которые при содействии Л. Ф. Овсянникова показывал на выставках товарищества «Независимых» в Париже (1910–1913).
В 1913 из-за тяжелой болезни и по предписанию врачей вынужден был покинуть Петербург, некоторое время жил в Москве и в Крыму, затем переехал в Пятигорск. Служил на телеграфной станции. Сблизился с художником П. А. Алякринским. После Октябрьской революции заведовал отделом стеклографии в «Окнах КавРОСТа».
В 1922 переехал в Москву. В 1923 участвовал в полярной экспедиции на побережье Северного Ледовитого океана и на Новую Землю. В первой половине 1930-х заведовал детским изокружком в Отделе пропаганды детской книги Музея народного образования РСФСР.
Занимался станковой, книжной, журнальной графикой. Работал в техниках ксилографии, стеклографии, литографии, линогравюры, монотипии; разработал способ гравирования сухой иглой по картону с подкраской акварелью или пастелью. Рисовал акварелью, гуашью, тушью (кистью или пером).
Как иллюстратор сотрудничал в журналах «Красная Нива», «Веселые картинки», «Мурзилка». Оформлял книги по заказам издательств «ГИЗ», «Детгиз», «Молодая гвардия», «Крестьянская газета», «Правда», «Советский писатель» и других.
Выполнил иллюстрации ко многим книгам Я. П. Мексина: «Комар-комарище» (1924), «Кот-воркот» (1925), «Стройка», «Как папа Таню носил» (обе — 1926), «Серая утушка» (1927), «Переполох», «Кто смел, то и съел», «Картаус» (все — 1928), «Держись, не отставай» (1929), «Самоделки», «Картошки», «Зинкины картинки» (все — 1930); А. Л. Барто: Пионеры» (1926), «Игрушки», «Звездочки в лесу» (обе — 1936), «Две тетрадки» (1941), «Фонарик» (1944).
Оформил книги: «Мохнач» В. В. Бианки (1927), «Филиппок» Л. Н. Толстого (1929), «Володя Ермаков» А. И. Введенского (1935), «Соловей» Г.-Х. Андерсена (1936), «Тамань» М. Ю. Лермонтова (1937), «Сказка о золотом петушке» (1937), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Руслан и Людмила» (1943) А. С. Пушкина, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова (1938), «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака (1938), «Саша» Н. А. Некрасова (1938), «Рассказы» (1938), «Лисичкин хлеб» (1941) М. М. Пришвина, «Судьба барабанщика» А. П. Гайдара (1938, 1939), «Летние дни» (1937), «Жильцы старого дома» (1941) Г. К. Паустовского, «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова (1944) и другие.
Выполнил оформление многих сказочных и поэтических сборников для детей: «Русские народные сказки» (1935), «Гуси-лебеди» (1937), «Елка» (1941), «Новый год» (1943), «Зимовье зверей» (1944); отдельных изданий русских народных сказок: «Курочка-ряба» (1936), «Колобок», «Лисичка сестричка и волк» (1937), «Репка» (1938), «Царевна-лягушка» (1944). Вместе с художницей Е. М. Зонненштраль создал книгу «Печатник» (1932).
В общей сложности оформил более 200 книг; многие из них претерпевали многочисленные переиздания как при жизни художника, так и после его смерти.
Автор серий станковых литографий «Куклы», «Иван-царевич и серый волк», «Иван — коровий сын», «О молодильных яблоках и живой воде», «Сивка-бурка»; антифашистских гравюр и рисунков на тему гражданской войны в Испании, цикла рисунков «Древняя Русь» (1933), юмористических серий рисунков «Брем наизнанку» (1939–1940), «Приключения Бабая» (1942–1943).
Занимался оформлением мультипликационных фильмов «Айболит» (1938), «Сказка о царе Салтане» (1939), «Колотушка» (1940).
С 1910 — участник выставок. Экспонировался на выставках: 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), «Русская ксилография за 10 лет. 1917–1927» (1927) в Петрограде — Ленинграде; группы Объединенное искусство (ОБИС, 1925), Ассоциации графиков (1926), советской цветной гравюры (1937), Всесоюзной выставке детской литературы и иллюстрации детской книги (1938) в Москве; международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927); советской графики в Хельсинки, Таллине, Стокгольме, Гетеборге (1934), Лондоне (1938), Нью-Йорке (1940) и других.
Экспериментальным методам работы Кузнецова в гравюре была посвящена выставка «Новые способы ручного печатания в полиграфическом производстве», которая была организована искусствоведом А. В. Бакушинским в залах Государственной Третьяковской галереи (1933).
Мемориальная выставка произведений состоялась в Москве (1949).
Творчеству художника посвящена монография М. З. Холодовской: «Константин Васильевич Кузнецов» (М.-Л., 1950; в серии «Мастера советского искусства»).
Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе