1892–1970
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Карлович
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, скульптор, артист балета, балетмейстер, теоретик танца, поэт
Сын солиста оперы Я. М. Голейзовского и артистки балета Большого театра Е. Д. Голейзовской. Учился в Московском хореографическом училище Большого театра (1900–1906) у Н. П. Домашева, В. Д. Тихомирова, М. М. Мордкина и одновременно посещал занятия в Центральном Строгановском училище технического рисования; затем — в Санкт-Петербургском хореографическом училище (1906–1909) у М. К. Обухова, С. К. Андрианова, М. М. Фокина.
В 1909 был принят танцовщиком в труппу Мариинского театра, в том же году перешел в Большой театр (работал артистом до 1918). Изучал балетмейстерское искусство под руководством А. А. Горского. Писал либретто балетов (например, «Цветы Гренады» на музыку М. М. Мошковского для гастролей студии М. М. Мордкина в Киеве).
В конце 1910 — начале 1920-х много работал в камерных театрах. Руководитель театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева (1915–1916), был балетмейстером и художником всех постановок: «Хореографическая юмореска» на музыку А. А. Архангельского, драматические сцены по произведению А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», «Казначейша» М. Ю. Лермонтова, «Шинель» Н. В. Гоголя; миниатюра «Урок Паваны» на музыку А. А. Архангельского, опера-буфф «Аптекарь» на музыку Й. Гайдна; пантомимы «В карете» (Из цикла «День прелестниц») и «В лиловом» на музыку В.-А. Моцарта.
Занимался постановкой номеров в антрепризах Б. С. Неволина (Е. А. Мосоловой) «Петроградский интимный театр» («Выбор невесты» М. А. Кузьмина, «Козлоногие» И. А. Саца; оба — 1916, «Три интермедии» и «Запорожский казачок» на музыку С. С. Гулак-Артемовского) и С. С. Мамонтова «Мамонтовский театр миниатюр» («Мотыльки» на музыку А. Н. Скрябина; «Вакханалия» А. К. Глазунова», «Белое и черное» Ф. Шопена, «Терана» К. Дебюсси).
В 1916 организовал собственную труппу — «Московский камерный балет (Студия Исканий)» (с 1918 — Мастерская балетного искусства, Студия при Государственном театральном училище и Театральном техникуме, с 1919 — Первая показательная балетная студия ТЕО Наркомпроса, с 1921 — Первая государственная балетная опытная студия при Высшей мастерской балетного искусства, студия «Искания», с 1922 — Московский Камерный балет). Постановщик балетов: «Фавн» на музыку К. Дебюсси, «Саломея» на музыку Р. Штрауса, «Мимолетности» на музыку С. С. Прокофьева (все — 1922).
С 1924, после прекращения деятельности Московского Камерного балета, недолгое время сотрудничал в Большом театре. Поставил балеты «Теолинда» Ф. Шуберта (1925), «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (1925), «Кармен» Ж. Бизе (1931), «Скрябининана» на музыку А. Н. Скрябина (1962), «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964), танцы в операх: «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927), «Князь Игорь» А. П. Бородина («Половецкие пляски», 1933), в концертных программах с участием артистов Большого театра — в частности, поставил номера «Стрекоза» и «Мазурка» на музыку Ф. Шопена для концерта О. В. Лепешинской (1943).
Главный балетмейстер Московского мюзик-холла (1928–1929), сотрудничал в Ленинградском мюзик-холле. В 1930–50-е осуществлял постановки в Московском и Ленинградском хореографических училищах, театрах Минска, Харькова, Одессы, Львова, Донецка, Душанбе. С 1940 — главный балетмейстер Ансамбля песни и пляски НКВД.
Осуществил постановку танцевальных номеров в кинофильмах «Аэлита» (1924) и «Марионетки» Я. А. Протазанова (1934), «Цирк» (1936) и «Весна» (1947) Г. В. Александрова.
Занимался постановкой физкультурных парадов на Красной площади (1938–1940), Участвовал в организации декад национального искусства советских республик в Москве (УзбССР и БелССР, 1937; Таджикской ССР, 1940; ЛитССР, 1941).
В разные годы сотрудничал с художниками П. В. Кузнецовым, Н. П. Акимовым, Г. А. Пожидаевым, А. М. Родченко, А. Г. Петрицким, В. М. Ходасевич, братьями В. А. и Г. А. Стенбергами.
На протяжении всей жизни сам активно работал как живописец, график, скульптор. Учился живописи в мастерских М. В. Леблана и Г. Б. Якулова в Москве, скульптуре — у В. М. Попова. Выполнял эскизы костюмов для своих постановок, шаржи на художников и деятелей театра, пластические зарисовки и скульптурные этюды с изображением актеров в позах, фиксирующих стадии движения. Автор серии иронических скульптуры «Западные буржуа в России» (ткань, картон, столярный клей).
Экспонент общества «Свободное творчество» (1918), тематических выставок: «Искусство движения» (1926), «Балет и танец» (1921) в Москве.
Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (с 1940); заслуженный деятель искусств Литовской ССР (с 1954). Автор книги: «Образы русской народной хореографии» (М., 1964), ряда статей о балете (опубликованы в кн. «Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы». М., 1984).
Отец искусствоведа Н. К. Голейзовского (1938).
Художественное творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Источники:
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе