Дейнека Александр Александрович
1899–1969

ДЕЙНЕКА Александр Александрович

8 мая 1899 (Курск) — 12 июня 1969 (Москва)

Живописец, график, художник-монументалист, скульптор.

  • Дейнека Александр Александрович

Родился в семье рабочего-железнодорожника. Учился в железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. В 1915 переехал в Харьков, поступил в Харьковское художественное училище, занимался у М. Р. Пестрикова и А. М. Любимова. В 1918 возвратился в Курск. Некоторое время работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. В 1919–1920 служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда. В 1921 был командирован в Москву для продолжения художественного образования на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, в 1921–1925 занимался под руководством В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. В это же время познакомился с В. В. Маяковским. В 1924 в составе «группы трех» (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке.

С середины 1920-х много работал в области журнальной и плакатной графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная нива». В 1925 стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). В Общество, помимо Дейнеки, вошли также Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, П. В. Вильямс, А. А. Лабас, Д. П. Штеренберг, Н. Ф. Денисовский и другие. С 1925 по 1928 участвовал во всех четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в Дрездене (1926), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Нью-Йорке (1929).

В 1929 Дейнека вышел из состава ОСТа и вступил в художественное объединение «Октябрь». В 1931–1932 стал членом Российской ассоциации пролетарских художников. С 1928 преподавал во ВХУТЕИНе (до 1930) и Московском полиграфическом институте на отделении плаката (до 1934). Занимался книжной графикой, в частности создал иллюстрации к книгам Н. Асеева «Кутерьма», А. Барбюса «Огонь» и Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку».

В 1934 совершил творческую поездку в Севастополь, в 1935 был командирован в США, Францию, Италию. В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за панно «Знатные люди Страны Советов». Годом позже создал мозаичный цикл «Сутки советского неба» для станции московского метрополитена им. Л. М. Кагановича «Маяковская», в 1939 — роспись плафона для ресторана Центрального театра Советской армии.

С 1934 (до 1946) преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1942 совершил поездку на фронт, создав по зарисовкам графический цикл «По дорогам войны». В 1943 выполнил мозаики для станции метро «Новокузнецкая». В мае 1945 предпринял творческую командировку в Берлин. После войны избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1945–1952 преподавал в московском институте прикладного и декоративного искусства (в 1945–1948 занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 — в Московском архитектурном институте. В 1956 возвратился в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, где возглавил мастерскую монументальной живописи.

В конце 1940-х — начале 1950-х работал как скульптор в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе. Создал мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), фойе Дворца Съездов в Кремле (1961). В 1964 за мозаичные работы «Хорошее утро» и «Хоккеисты» был удостоен Ленинской премии.

В 1962–1966 занимал пост вице-президента Академии художеств СССР. В 1965 совершил путешествие по Италии. В том же году оформил мозаикой фасад санатория в Сочи. В 1969 был удостоен звания «Герой Социалистического труда». Незадолго до смерти (5 июня 1969) в залах Академии художеств СССР открылась персональная выставка мастера.

12 июня 1969 Дейнека умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Обширная ретроспективная выставка произведений Дейнеки прошла в 2001 в Государственной Третьяковской галерее.

Дейнека — крупнейший мастер советского искусства. В творчестве художника 1920-х в полной мере воплотились идеи и художественные принципы ОСТа. Для его индивидуального стиля характерны динамичный ритм, подчеркнутая предметность, любовь к резким ракурсам. Не будучи связанным с живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы, благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки искусству плаката.

В его произведениях воплотился весь дух советской истории 1920-х — 1950-х, ее наглядные лозунги и призывы. Центральными в творчестве Дейнеки были темы индустриализации, спорта, революционной истории. В 1930-х — 1940-х отошел от ОСТовской эстетики, его творчество утратило ярко выраженную конструктивную построенность ранних работ, хотя периодически художник возвращался к своей манере 1920-х (например, в картине «Оборона Севастополя»).

Произведения Дейнеки находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки.

  • 20.02.2020 Художник недели: Вячеслав Пакулин Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 11.02.2020 Персона недели: Александр Савко – Пост-ирония в искусстве Запретный плод сладок и всегда притягивает к себе внимание, как и картины Александра Савко, бессменного участника современной арт-сцены, урожайное полотно которого представлено на кураторском аукционе «XXI век»
  • 11.02.2020 Менеджмент коллекции. Современные требования В рубрике «Менеджмент коллекции» мы будем разбирать основные задачи управления собранием предметов искусства. Для чего он нужен, каковы современные требования к менеджеру, как избежать лишних затрат и ошибок, связанных с управлением?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх