Персональная выставка Ростислава Барто
В Музее Пушкина на Арбате 6 октября открывается первая за долгие годы персональная выставка живописи и графики Ростислава Николаевича Барто (1902–1974)
Картины, рисунки и монотипии Ростислава Барто обладают удивительной способностью нравиться зрителям разной степени подготовленности. Мастерство его работ убедительно говорит само за себя. Барто давно по достоинству оценили коллекционеры, произведения разных десятилетий хранятся во многих музеях. Но персональных выставок при этом не было уже много лет. Галерея «Ковчег», ранее не раз представлявшая творчество Ростислава Барто в рамках групповых выставок, стала инициатором проведения монографической межмузейной выставки.
Современники запомнили Ростислава Барто как яркого художника романтического склада. Он родился в Москве, с детства увлекался музыкой и изобразительным искусством. В 1920-е годы учился на графическом отделении ВХУТЕМАСа у Игнатия Нивинского, Николая Купреянова, Владимира Фаворского. Затем перешел на живописное отделение, в класс Александра Шевченко, встреча с которым стала решающей для творчества Барто. Их сближало многое: сходное понимание роли искусства, позитивное мировосприятие, упорство в работе. Пристрастие к недавней французской живописи, любовь к романтике, преклонение перед Востоком... Дружба с учителем продолжалась и после завершения учебы.
Свою дипломную работу «Сбор чая» (1929) Барто писал под руководством Шевченко, по материалам, привезенным из совместных поездок на Кавказ. Увлечение Югом и Востоком не раз потом проявлялось в произведениях Барто. К началу 1930-х, уже побывав в рядах «Цеха живописцев», он стал участником творческого объединения «Бытие». За предвоенное десятилетие молодой художник успел побывать в Самарканде, Хиве, Фергане, Бухаре — там, куда с началом войны эвакуируются многие советские художники. Для них тема Востока станет отчасти вынужденной, Барто же обратился к ней добровольно. Помимо освоения монотипии, в ту пору он немало писал и маслом, занимался рисунком. Первая персональная выставка состоялась в 1933.
Войну художник встретил в Москве. В дни обороны города он написал серию пейзажей — но не городских, с лучами разрезающих небо прожекторов или аэростатами, а подмосковных, со скромными мотивами природы. Однако тревожное настроение тех дней неуловимо чувствуется и в них: его передает сдержанная цветовая гамма гуашевых и акварельных рисунков. В конце 1940-х Ростислав Барто решил попробовать силы в литографии. Художник много рисует, работает масляными красками, гуашью и акварелью, значительное место в его творчестве занимает монотипия. В 1956-м состоялась очередная персональная выставка. В послевоенные годы художник продолжал путешествовать, огромное количество работ привозилось в Москву из творческих поездок по Крыму, Армении, Грузии, Закарпатью.
В начале 1960-х искусство Ростислава Барто испытало новый взлет. Как свидетельствуют его современники, в последние полтора десятка лет жизни Ростислав Барто словно обрел второе дыхание.
Источник: пресс-релиз выставки
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160926_barto_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160926_barto_exhibition.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.