«Здесь гений жил...». Литературные места России
Монографическая выставка Бориса Щербакова, которая открывается сегодня в Толстовском центре на Пятницкой, 12, приурочена к 100-летию со дня рождения художника
Экспозицию выставки составили около 50 полотен из коллекций Государственного музея Л. Н. Толстого, Государственного музея А. С. Пушкина, Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское», Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова, Орловского объединенного государственного литературного музея И. С. Тургенева, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
Для художника Бориса Валентиновича Щербакова (1916–1995) разгадка концепта genius loci (гения места) стала одной из главных творческих задач всей жизни. Несколько десятков лет, начиная с 1930-х и заканчивая 1970-ми, Борис Щербаков путешествовал по местам, связанным с именами великих писателей — Пушкина, Толстого, Лермонтова, Тургенева и Шолохова. В циклах своих пейзажей Ясной Поляны, Михайловского и др., он пытался ответить на вопрос об истоках великой русской литературы.
Борис Щербаков родился в семье профессора живописи, выпускника Казанской художественной школы В. С. Щербакова (1880–1957) и преподавательницы филологии и истории. Живописи учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге — в классах И. Е. Репина и Ф. А. Рубо.
В предвоенные 1930-е годы, приехав в пушкинский заповедник в Михайловском, Борис Щербаков впервые захотел через пейзаж попробовать передать незримый диалог гения и места, Пушкина и природы Михайловского.
В 1959 году тема была продолжена циклом пейзажей толстовской Ясной Поляны. «Природа Ясной Поляны была источником вдохновения для великого художника, и описание многих уголков её мы встречаем на страницах „Войны и мира“, „Анны Карениной“ и других произведений. Природа Ясной Поляны приблизила меня к великому художнику слова, многое в нём объяснила, и у меня зародилась мысль: языком линий и красок попытаться передать те настроения и чувства, которые пробудила природа Ясной Поляны, незаметно, но глубоко вошедшая в моё сердце и с каждым разом всё больше и больше чарующая меня», — писал художник.
В 1962–1965 Щербаков создает «Тургеневский цикл» в Спасском-Лутовинове в Орловской области.
1973–1974 годы — время глубокого и деятельного увлечения Шолоховым: «“Тихий Дон” для меня оказался не только ключом к пониманию природы края, но и помог мне до пристрастия полюбить “курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу”». И тогда же, в 1970-х он обратился к творчеству М. Ю. Лермонтова и местам, связанным с его жизнью — побывал в селе Тарханы Пензенской губернии и на Кавказе.
Полотна Бориса Щербакова украшают коллекции многих российских музеев — от Третьяковской галереи до замечательных собраний в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Иркутске, Пскове, Красноярске, Оренбурге, Тюмени, Брянске, Владимире, Казани, Кемерово и других городах. Есть они и в частных коллекциях.
Источник: пресс-релиз выставки
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160922_scherbakov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160922_scherbakov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.