«Олимпию» Мане перевезли из Пушкинского в Эрмитаж
Выставочный проект из собраний Музея Орсэ, Париж, и Государственного Эрмитажа озаглавлен «Эдуард Мане. “Олимпия”. Тема и вариации»
В этом году самая знаменитая картина Эдуарда Мане «Олимпия» уже побывала на выставке в ГМИИ имени А. С. Пушкина, и вот теперь очередь Эрмитажа. В Санкт-Петербурге шедевр Мане, крайне редко покидающий стены Музея Орсэ, решили представить в широком историческом контексте: его сопровождают более двадцати произведений из эрмитажного собрания, позволяющие проследить развитие образа обнаженной женщины в вариациях искусства Возрождения, барокко и Нового времени.
В гравюрах из собрания Эрмитажа показаны «Рождение Венеры» Боттичелли, «Венера Урбинская» Тициана из Уффици и «Спящая Венера» Джорджоне из Дрезденской галереи. Эти полотна породили важнейший для европейского искусства образ прекрасной наготы, постепенная трансформация которого через три с половиной века привела к появлению «Олимпии».
Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII–XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. Позднейшие обращения романтиков или мэтров Салона изящных искусств к образу обнаженной женщины позволяют глубже и точнее оценить смелость Мане в преодолении салонно-академической рутины и невероятном прорыве к правде новой живописи. Формально все произведения эрмитажной выставки уместно отнести к одному жанру, какие бы персонажи ни были в них задействованы — исторические или современные. Отсутствие одежд, и только это качество, определяет их принадлежность жанру ню (фр. nu).
В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню, исполненная в натуральную величину, и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. К «Олимпии» он приступил по его окончании. Художник искал новый прием ввода модели в композицию, которая, при всех усвоенных тициановских уроках, не должна была стать лишь повторением. Гарантией этого послужила работа с лучшей моделью мастера — Викториной Мёран, с ее нестандартностью и несхожестью с признанными красавицами, отвечавшими вкусам буржуазного общества.
Изображение обнаженной женщины на неприбранной постели и возле нее — негритянки с букетом и черной кошки с выгнутой спиной, не завуалированное каким-либо греческим или римским мифом, противостояло привычным произведениям жанра ню. Служанка приносит от поклонника большой букет цветов в спальню Олимпии, которая продает любовь, как и положено женщинам ее профессии. Последний персонаж, черный кот с выгнутой спиной и вертикально торчащим хвостом, вносит окончательную ноту двусмысленности. Французское слово сhatte (кошка) оставалось повсеместным парижским обозначением продажной любви. У Тициана спутницей Венеры былая маленькая домашняя собачка, символизирующая верность. В «Олимпии» оставалось только заменить ее кошкой, которая «гуляет сама по себе», и поместить на таком же точно месте, в ногах.
«Олимпию» Мане представил в Салоне 1865 года, где она стала причиной скандала: публика и критики увидели в ней неприкрытое попрание приличий, а ее показ сочли дерзким вызовом. По всем правилам произведение, допущенное к показу решением жюри, нельзя было удалить до окончания Салона. Опасаясь, что разъяренные зрители могут повредить картину, дирекция приставила к ней двух охранников. Ни одна картина, публично показывавшаяся прежде, не вызывала такого потока карикатур и иных изобразительных откликов, как «Олимпия».
«Олимпия», как тема и композиция, еще долго не отпускала Мане даже после Салона 1865 года. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Этот портрет он подарил писателю в благодарность за умелую защиту его репутации, предпринятую, правда, после завершения Салона. При жизни Мане картина никогда больше не показывалась. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалось в мастерской до конца жизни художника и было снято с посмертной распродажи, потому что на него не нашлось ни одного покупателя.
Куратор выставки — Альберт Григорьевич Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.
К выставке подготовлена книга «Эдуард Мане. “Олимпия”. Тема и вариации» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016), автор текста — А.Г. Костеневич.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160805_olympia.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160805_olympia.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.