«Мстёра — жемчужина России» в Музее ДПИ
Выставка к 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открыта выставка «Мстёра — жемчужина России», посвященная 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры. Представлено более 200 работ из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, ассортиментного кабинета ПК «Центр традиционной Мстёрской миниатюры» и личных коллекций; экспонаты отражают основные этапы развития Мстёрского художественного промысла.
Поселок Мстёра на Владимирской земле в прошлом был уникальным иконописным центром, но поистине мировую известность он приобрел в XX веке, когда на рубеже 1920–30-х годов здесь возникло искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Опираясь на собственные иконописные традиции, миниатюристы Мстёры выработали уникальный художественный стиль, в котором большую роль играет тщательно прописанный пейзажный фон с тончайшими цветовыми переходами.
Датой рождения Мстёрского лакового промысла принято считать июнь 1931 года, когда бывшие иконописцы объединились в артель «Пролетарское искусство» (с 1960 года — фабрика). Значительную роль в становлении искусства Мстёры сыграл народный лубок, который до революции печатался в местной типографии Голышева. Основоположником орнаментального направления в Мстёрской миниатюре стал Е. В. Юрин («Орнамент с птицей»), опирающийся на лучшие образцы древнерусского искусства.
На выставке представлены работы наиболее ярких представителей промысла: Николая Прокопьевича Клыкова («Возле города Славянска»), Александра Ивановича Брягина («Александр Невский собирает рать…»), Александра Фёдоровича Котягина («Взятие Измаила»), Василия Никифоровича Овчинникова, Ивана Алексеевича Серебрякова, Евгения Васильевича Юрина и ряда других мастеров, чье искусство получило признание на Всемирной выставке Париже 1937 года, где художники были удостоены Гран-при и золотых медалей.
Представители второго поколения миниатюристов — Екатерина Николаевна Зонина («Сенокос закончился»), Антонида Михайловна Овчинникова («Провожают гармониста в институт»), Нина Александровна Любомудрова, Василий Иванович Корсаков и другие мастера — создали яркие работы, проникнутые неподражаемым энтузиазмом послевоенной эпохи и одновременно сохраняющие лучшие черты Мстёрского искусства.
1960-е годы — особый период в развитии Мстёрского искусства, начавшийся на волне «оттепели» и проникнутый духом подлинного новаторства. В это время были созданы чрезвычайно талантливые произведения: «Переписка Ивана IV с князем Курбским» и «Слово о полку Игореве» Льва Александровича Фомичёва, «Петр Великий на стройке Петербурга» и «1905 год» Николая Ивановича Шишакова, «Андрей «Боголюбский» и «Княжья охота» Юрия Михайловича Ваванова, «Кому на Руси жить хорошо» Лидии Александровны Демидовой.
В 1970-е годы Мстёрский лаковый промысел пополнила целая плеяда одаренных художников: Владислав Федорович Некосов («Владимирцы провожают Александра Невского в Орду»), Владимир Капельевич Мошкович («Дюк Степанович»), Владимир Николаевич Молодкин («Илья Муромец и Калин-царь»). В эти годы художественные образы работ Мстёрской лаковой миниатюры становятся более определенными, в них хорошо прослеживается связь со всем художественным опытом старинного русского промысла.
Эстетика народной жизни — главное, что стало отличительной особенностью русских лаков. История страны, литературные произведения русских и зарубежных писателей, поэзия, русские сказки как сконцентрированная мудрость народа, сложный мир человеческих устремлений — все это нашло свое отражение в русской лаковой живописи.
Источник: vmdpni.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160805_mstera.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160805_mstera.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.